Слегка покачиваясь от многодневного заплыва, спускались по теплоходному трапу многочисленные участники XXIV Международного фестиваля анимационных фильмов «КРОК», завершившегося в Санкт-Петербурге. Гран-при единственного в мире «водоплавающего» мультфестиваля улетел во Францию, к режиссерам пятиминутной кукольной драмы «Негативное пространство» Максу Портеру и Ру Кувахате.


«Негативное пространство» (Франция), реж. Макс Портер и Ру Кувахата. Гран-при фестиваля.

Посреди гостиной лежит раскрытый чемодан. Стоящий рядом мальчик рассказывает, как папа научил его правильно складывать вещи. Далее следует подробная инструкция, что из одежды и обуви следует положить на дно, что – сверху, и как важно заполнить все щели и пустоты. На экране рубашки и брюки складываются в идеальные стопочки, а носки скатываются в рулончики, «плечом к плечу» наполняя чемоданное пространство. Часто уезжающий в командировки папа каждый раз отправляет смс-комплимент сыну: «Идеально!». Проходят годы, папа умирает. На похоронах взрослый сын подходит к гробу и… никак не может отделаться от навязчивой и неуместной мысли, что «здесь осталось слишком много свободного места». В трогательной метафоричной истории между летающими носками и извивающимися ремнями прочитывается высказывание о трагичности одиночества, опустошенности от потери близких, и ценности «заполненной» жизни. Вряд ли после этого кино кто-то из зрителей сможет спокойно собирать чемодан…

Приз зрительских симпатий, а также награду в категории «фильм для детей» получили «Хулиганские сказки» режиссеров из Великобритании Якоба Шу и Яна Лахауэра. В конкурсе участвовала первая 30-минутная часть фильма, снятого по мотивам книги популярного английского писателя Роальда Даля – «самого смелого, увлекательного, грубого и веселого» сказочника в мире, как характеризовали его литературные критики. Похулиганили режиссеры от души. 3D-мультфильм рассказывает историю Красной Шапочки, Белоснежки и трех поросят на новый лад, причудливым образом закручивая известные события этих сказок.

«Эта книга не переведена на множество языков, как другие произведения Роальда Даля, — говорит режиссер Якоб Шу. – И изначально у нас были отдельные сказки – шесть коротких историй. Я не мог добавлять в фильм свои диалоги, так как тексты Даля в Великобритании практически священны, их нельзя трогать. Весь фильм состоит из двух получасовых частей, и их планируют показывать по английскому ТВ на Рождество». На фестивале «Хулиганские сказки» имели успех как у детей, так и у взрослой публики. Дети были в восторге от смелой Красной Шапочки, сшившей плащ из волчьей шкуры и больше напоминающей «агента 007», чем очаровательную дурочку, болтающую в лесу с незнакомцами. А взрослые судачили о возможной связи Шапочки с Белоснежкой – уж очень милой и преданной показалась их девичья дружба. Впрочем, слухи остались слухами, режиссер так и не раскрыл публике свое авторское видение этого союза, — зато уже вне всякого конкурса показал фестивальной аудитории вторую часть фильма.


«Конец сезона» (Австрия), реж. Даниэла Ляйтер. Приз в категории фильмов до 10 минут.

Надо сказать, что эпатировать зрителя западные режиссеры умеют. Например, француженки Жанна Патурль и Сесиль Руссе абсолютно по-девичьи, хихикая и понижая голос, представили публике откровенный разговор с отцом героини на интимную тему («Как твоя простата?», приз в категории фильмов до 5 минут). А немцы Фолькер Шлехт и Александер Лаль пошли на пронзительную откровенность другого рода: их 7-минутный документально-анимационный монолог «Сломленные: женская тюрьма в замке Хоэнек» проливает свет на события не столь давно минувших дней — нечеловеческие условия содержания заключенных в Восточной Германии. Фильм отмечен дипломом жюри.

Не остались без наград и российские режиссеры. Лучшим в категории фильмов до 50 минут признан союзмультфильмовский «Питон и сторож» режиссера Антона Дьякова, уже не раз обращавший на себя внимание жюри на других фестивалях. Диплом жюри получил стильный мультфильм для детей «Бельчонок и санки» Олеси Щукиной: по настроению, точности и легкости изображения, наивности персонажа он напомнил популярный чешский сериал про Крота.

Второй диплом — семейному новогоднему «Празднику» Нины Бисяриной. «Эта история мне очень близка, — признается режиссер. – Наша бабушка тоже живет довольно далеко от нас, как героиня фильма, и отказывается переезжать. Однажды она немножко испугала нас накануне Нового года, примерно так же сказав: «Я надену красивое платье, накрою стол и лягу. А если кто-то придет, то я и готова». Мои продюсеры предлагали мне закончить фильм смертью героини. Но я люблю хеппи-энды».


«Аниматанго» (Россия), реж. Елена Чернова, Николай Богаевский, Сергей Меринов, Михаил Алдашин, Елизавета Астрецова, Артур Толстобров, Дмитрий Высоцкий, Владимир Пономарев, Александр Свирский, Сергей Гордеев, Наталья Березовая, Алексей Будовский. Приз в категории «Прикладная и заказная анимация».

Еще один диплом, в части прикладных анимационных работ, жюри присудило клипу «Аниматанго», созданному группой российских режиссеров совместно с оркестром кинематографии и его дирижером Сергеем Скрипкой. Ролик был снят специально для Национальной анимационной премии «Икар». Особый для аниматоров приз — «За высший пилотаж» имени Александра Татарского — получил его друг и соавтор, сооснователь первой в России независимой киностудии «Пилот» Игорь Ковалев — за фильм «До любви», уже собравший множество призов по всему миру.

С традиционным мудрым напутствием коллегам-творцам на церемонии закрытия фестиваля выступил его президент Юрий Норштейн. Он пожелал всем здоровья, потому что «кино делать – это гемоглобин не вырабатывает», и, почти по Макаревичу, не прогибаться никогда и нигде: «У нас в стране для этого много пространства – не буду уточнять, где. Скурвиться легко, а подниматься потом будет сложно».


Читайте также:

Архитектор Фрэнк Гери показал журналистам "фак"
Татарстан претендует на "Новую волну"
Главред "Грамоты.ру" выступил против отказа от буквы Ё
В Москву привезут хиты из Израиля
Венецианское кино: поплавать в ванне с обнаженным актером
Корейский акробат ради рекорда чуть не пожертвовал жизнью
Начался прием заявок на Московскую международную биеннале молодого искусства
Как рисунки Циолковского предвосхитили работы Бранкузи, Дюшана и Малевича

Комментарии закрыты.