Александр Калягин анонсировал «столкновение» режиссеров разных поколений

К солидному семейству театральных фестивалей, которые проходят в Москве и конкурируют между собой, теперь присоединился Биеннале театрального искусства. Этот новый масштабный театральный проект, поддержанный Министерством культуры РФ (ведомство выделило на него 25 миллионов рублей), стартует уже завтра. Новичок строит грандиозные планы, имеет серьезные амбиции, которые готов подтверждать не теорией, а исключительно практикой.


«Дядя Ваня» Юрия Бутусова (театр им. Ленсовета).

«Наше — все, что талантливо, художественно, самостоятельно; все, что недаровито, низменно по вкусу, истрепано, — не наше» — похоже, эти слова из письма Немировича-Данченко, написанного Станиславскому, организаторы взяли как девиз для своего детища. Талантливое и самостоятельное должны представить сразу два фестиваля — «Видеть музыку» (открывается уже во вторник) и драматического искусства «Уроки режиссуры» (стартует через три недели). Первый организован Ассоциацией музыкальных театров и имеет в афише почти два десятка названий: оперы, мюзиклы, оперетты будут показаны на сценах музыкальных театров столицы. Ольга Егошина, арт-директор Биеннале театрального искусства, считает: «Мир профессионального театра огромен и разнообразен, многоцветен и уникален, но вместе с тем един и целен. И задача Биеннале отразить его единство и разнообразие, многоцветность и общность».

Задача «Уроков режиссуры» — показать новые лица отечественной сцены. В конкурсной программе фестиваля — постановки молодых режиссеров из Новосибирска, Архангельска, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Москвы. Работы молодых разбирает и судит жюри, в составе которого серьезные авторитеты — Алексей Бородин, Сергей Женовач, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов, Римас Туминас, Валерий Фокин, Адольф Шапиро. По итогам жюри отберет три режиссерские работы, которым на церемонии закрытия (10 ноября в Театре им. Вахтангова) будут вручены особые призы.


«Три сестры» Льва Додина (МДТ).

Во внеконкурсной программе покажут «Дядю Ваню» Юрия Бутусова и «Три сестры» Льва Додина.

— Сегодня у театра много лиц и еще больше искушений — модой, нарушением всех табу, скорой добычей успеха, — говорит второй арт-директор Марина Токарева. — Все труднее отличать подлинник от подделки. Надеюсь, «Уроки режиссуры» помогут участникам уточнить критерии, наметить вехи крутого маршрута, который Станиславский обозначил скромно: «моя жизнь в искусстве».

Вообще, Биеннале — это такой большой пакет программ: ремесло, ретроспектива, издательская деятельность, чтения, цифровая культура. Здесь фестивальные показы дополнены учебными программами, новые книги по истории театра соседствуют с выставками и научными конференциями, камерные залы малых сцен — с тысячными залами, где идет онлайн-трансляция спектаклей-участников. Кстати, треть билетов для студентов театральных вузов, как сообщили «МК» организаторы, — бесплатные.

Выставочная и научная программа подготовлена Бахрушинским музеем: в рамках нее пройдет презентация нового пространства музея-мастерской выдающегося художника Давида Боровского. Среди выставочных проектов: «Владимир Пахомов — неистовый сочинитель театра», «Технологии будущего в пространстве культуры», «От К.С.Станиславского до Л.А.Додина. Уроки режиссуры». У Биеннале появится и собственная библиотека, где первой книгой станет издание «А.С.Суворин: портрет на фоне газеты» Инны Соловьевой и Веры Шитовой. Еще одно интересное театральное исследование: «Театр начинается с афиши. История театральных афиш в России от истоков до 1917 года» Ксении Лапиной.


«Первая любовь» Ирины Керученко («Глобус», Новосибирск).

— Я бы очень хотел, чтобы этот масштабный проект не стал разовой акцией, — говорит председатель СТД Александр Калягин. — Мы все время говорим о том, что разрушены связи между поколениями, что нет преемственности, и это правда, а потому так важно, что возник фестиваль, который столкнет режиссеров разных поколений, что они услышат друг друга, многое откроют для себя. Я уверен, что «уроки», которые преподаст фестиваль, будут полезны всем.