В Москве показали сенсационный спектакль Каролин Карлсон

Детский! «Карлсон?!!» — радостно переспрашивает 6-летний мальчик свою маму, когда перед спектаклем «Зернышки (возвращение к Земле)» в рамках фестиваля «Гаврош» объявляют имя хореографа. Легенду мировой хореографии Каролин Карлсон московские балетоманы знают очень хорошо. Она несколько раз приезжала в Россию, последний раз была в Большом театре два года назад, когда делала спектакль на Диану Вишневу. Но то, что великая Карлсон сочиняет еще и для детей, в российской столице узнали впервые…


Фото: кадр из видео

ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Значение Каролин Карлсон (американки с финскими корнями) для французского, да и всего европейского современного танца трудно переоценить. Получив в 1974 году приглашение в Парижскую оперу в качестве хореографа, она пять лет возглавляет там экспериментальную труппу театральных исследований. Потом ставит в театре «Ла Фениче», руководит труппой «Кулльберг Балет», преподает в Париже, Вене, Милане, у Мориса Бежара в Лозанне. Сейчас возглавляет хореографический центр «Рубэ Нор Па-де-Кале» и по-прежнему является одним из культовых хореографов современного европейского танца.

Карлсон не делает специально детские спектакли — она размышляет на темы, понятные как взрослому, так и ребенку. «Она так и считает, что с детьми надо не сюсюкаться на каком-то условном детском языке, а разговаривать как с взрослыми, что ребенок может чувствовать и понимать гораздо больше, чем мы о том подозреваем», — говорит мне после представления исполнитель главной роли Алексис Ошен. Он учился в Брюсселе, в Школе движения у Жака Лекока, работал в Марселе у Марии-Клод Пьетрогалы; участие в спектакле у Карлсон — его первая совместная работа с культовым мастером. А в «Зернышках» он исполняет функцию Сказочника — такого демиурга, который создает на глазах зрителей фантастический мир.

Сначала из-за рампы появляется голова, потом — рука, нога, половина туловища, потом и весь главный герой собственной персоной. На нем — черный костюм, лицо немного набелено, а в руках — какой-то таинственный лист бумаги, с которым, как фокусник, он выполняет различные манипуляции: прикладывает к лицу — и получаются длинные усы, которые трансформируются в симпатичный бантик, потом перед нами — уже борода… А на одном из пяти установленных на сцене светящихся голубым светом экранов появляется спираль ДНК — символ жизни, которая закручивается и превращается в маленькую горошину. Горошина дает всходы, начинает прорастать — и параллельно ей, тут же, за нижним экраном, мы наблюдаем свернутое калачиком существо, движение которого напоминают прорастание зерна, — это мы видим на экране. Потом за ширмой, тоже пока в качестве тени, появляется другое существо — это пара японских танцовщиков, которая будет весь спектакль сопровождать главного героя — вскоре появляющегося на экране рисованного человечка Эликса, которого с помощью волшебного фонарика рисует на экране Алексис. Между рисованным мультипликационным Эликсом и Алексис — какая-то таинственная связь: сначала Алексис рассматривает окружающее в подзорную трубу, потом это делает мультяшный герой, удобно расположившийся на рисованном облачке. Здесь возникает явная аналогия с «Маленьким принцем» Антуана де Сент-Экзюпери, одного из любимых авторов Каролин Карлсон. В диалоге с Экзюпери, с мыслью о его идеях она и делала этот спектакль.

Каролин пригласила художника-мультипликатора Ясина Аит Каси (YAK), чтобы создать этот образ на экране. Рисованный человечек — эмблема Организации Объединенных Наций (ООН) в графическом исполнении. Он олицетворяет человека и все человечество — и дух, и сознание. Перед нами — поэтический спектакль без слов, спектакль-размышление: он — о природе, о благоговении перед ее силами. Это ода семени — священному источнику жизни, и главная его идея отражена во втором названии: «Возвращение к земле». «Мы живем в очень стремительном мире, где все бегут, все меняется с неимоверной быстротой и скоростью, но зернышки, которые олицетворяют жизнь, с неимоверной силой могут пробиться сквозь почву, природу, прорасти, укорениться. Каролин очень интересуется буддизмом, и такая философия, философское воззрение на окружающий мир ей близки», — размышляет Алексис.

В спектакле действительно все подчинено этой идее: изобретательная пластика, движение, мультипликация и костюмы. В одной из сцен Алексис надевает грандиозное платье «от кутюр» (художник — Оливье Мулен), будто олицетворяющее Землю, с выросшим деревом на плече; в другой он перелистывает страницы светящейся книги, а японская танцовщица Шинатсу Косакатани предстает в платье с сильно выпирающим светящимся животом: вот-вот должен родиться ребенок…