Голый Кокшенов и пытка апельсинами: как снимали легендарную кинокомедию «Спортлото-82»

Премьера состоялась в разгар сезона отпусков 2 августа 1982-го. И до сих пор, а значит, и навсегда «Спортлото-82» занимает по посещаемости 25-е место среди отечественных фильмов за всю историю нашего кинопроката.


фото: youtube.com

Эта комедия Леонида Гайдая не была столь же богатой на афоризмы, как его «Кавказская пленница» или «Бриллиантовая рука», но за счет динамичного сюжета, удачного подбора актеров, легкой критики отдыха по-советски на юге и ненавязчивого рецепта счастья в личной жизни ее полюбили зрители, что статистически подтвердил кассовый успех. При скромном бюджете картины легендарный режиссер сорвал джек-пот: только за первый год проката «Спортлото-82» посмотрел каждый пятый житель СССР (55,2 млн зрителей). Самому же Гайдаю от этой «кассы» достались слава и гонорар 7094 рубля, а также 100 лотерейных билетов от дирекции всесоюзной лотереи за явную рекламу азартной игры.

— Для меня этот фильм прежде всего знаменательная веха сотрудничества с великим режиссером, — принимая наши поздравления с юбилеем картины, рассказал Михаил Кокшенов. — Я ведь у него снялся в семи картинах подряд, начиная с фильма «Не может быть!» в 75-м. А тут была у меня по-настоящему главная роль, для воплощения которой помимо актерского мастерства мне пришлось приложить немало и физических сил: меня и в песок закапывали, и в плавках ночью по шоссе гоняли, и еще мотородео с сумасшедшим грузином за рулем… Но такова моя профессия, и я рад, что этот фильм по-прежнему смотрят зрители, что он оказался таким долгожителем.

Крымская география съемок

Завязка фильма происходит в купе поезда, где все четыре пассажира — Костя, Таня, Сан Саныч и турист-походник Миша — увлеченно читают детектив Гениана Зеленого «Смертельное убийство» (авторы сценария посылают привет своему другу — писателю Юлиану Семенову). Героиня Светланы Амановой наобум зачеркивает в билете «Спортлото 6 из 49» нереальную комбинацию — от 1 до 6, да еще и в двух вариантах, и выигрывает 20 тыс. рублей! В поисках корешка лотереи, который остался в одной из четырех книг, герои путешествуют по Крыму: вход на турбазу «Орлиный приют» снимали на биостанции в Курортном возле Карадага; автокемпинг в заповедной зоне — на мысе Капчик в урочище Новый Свет, над Синей бухтой; навесной мост — в Никитской расщелине; камень, вокруг которого бродит Сан Саныч, — в Долине привидений. Степа после десанта с моторной лодки выныривает у мыса Плака — между Алуштой и Партенитом — и видит в бинокль очертания Аю-Дага. А три стакана газировки вслед за Костей он пил на ул. Хромых в Алуште — реальные автоматы стояли недалеко от рынка.

Дом с секретом в Лучистом

Все натурные съемки, за исключением водопада рядом с Адлером, проходили на Крымском полуострове. Облик Южногорска, куда по сценарию на поезде приезжают главные герои, вобрал в себя городские черты Алушты и Феодосии. Удивительно перемещение в пространстве дома тети Клавы (Нина Гребешкова), где остановились ее племянник Костя (Альгис Арлаускас) и Сан Саныч (Михаил Пуговкин) со Степой (Михаил Кокшенов).

— Там, где герои фильма подходят к забору, снимали в Феодосии, все, что происходит внутри помещений, — в павильонах «Мосфильма», а двор с виноградом, курятником и душем, где поселился йог, — у нас дома, в Лучистом, на улице Шоссейной, — рассказывает Владимир Власенко. — Гайдай с моим дедом Лукой Андреичем легко нашли общий язык, они оба воевали, фронтовики. Выпили по сто граммов и обо всем договорились. Мало того что у нас гостила такая замечательная компания, так деду еще и по 25 рублей платили за каждый день аренды. Они хотели успеть за пять дней, но из-за плохой погоды задержались на две недели. Во время дождя сидели тут, за моим столом, — Гайдай, Гребешкова, Пуговкин, другие.

И, помню, я им банку сгущенки открыл, так они меня долго благодарили, это же дефицит был тогда. Арлаускас даже в автографе написал: «Спасибо за чай со сгущенкой»… Во время съемок народу вокруг дома уйма собиралась! Даже милиционера возле забора поставили, чтобы разгонял толпу. И я как-то на обед с работы пришел, а он меня не пропускает: «Надоели вы мне уже: иди отсюда, а то наряд вызову — увезут». Только когда жена моя Таня вышла, он пропустил меня. Такой ажиотаж был, а сейчас мало кто мне верит, что все это у нас во дворе снимали. Фотоаппарата у меня тогда не было, так на память Гайдай оставил нам сценарий с автографами всей группы.

Татьяна Власенко говорит, что первый раз в кинотеатре всей семьей не столько фильм смотрели, сколько двор свой рассматривали на экране: «Вот кроссовки Володины на заборе, а вот игрушки нашего сына Ромки».

Любовный треугольник

В роли Тани режиссер видел Ларису Удовиченко, но комиссия «Мосфильма» не поддержала его выбор, и этот шанс выпал студентке 4-го курса Щепки Светлане Амановой — ей пришлось стать блондинкой. После еще одной звездной роли в фильме «Зимний вечер в Гаграх» (1983) она практически перестала сниматься, предпочла карьеру в театре.

Альгис Арлаускас — сын литовского коммуниста и дочери испанского революционера, сыгравший роль Кости, снялся еще в шести фильмах, но звезд с кинонебосклона уже не хватал. В 1992-м вместе с женой, актрисой Мариной Шиманской, отправился на родину деда в Испанию, где реализовал себя как режиссер и даже сыграл там в нескольких ТВ-сериалах.

Жениха Тани мог сыграть Михаил Боярский или Евгений Герасимов (робот Вертер в «Гостье из будущего»), но в итоге на роль утвердили Дениса Кмита. 22-летний актер после успешного дебюта в кино был призван в армию и там при нелепых обстоятельствах, упав со второго этажа, получил перелом позвоночника. Домой вернулся в инвалидной коляске.

Экстрим с бараном и пытка апельсинами

Замечательный и всеми любимый артист Михаил Пуговкин сыграл в шести картинах Леонида Гайдая, но только в «Спортлото-82» режиссер отвел ему главную роль.

— Этой роли могло и не быть, — рассказывал нам на фестивале «Кино-Ялта-2003» Михаил Иванович. — После ЧП с кипятком я просил Гайдая, чтобы он искал мне замену. Но режиссер сказал, что настроен снимать только со мной и подождет моего выздоровления. Я, конечно же, не мог долго отлеживаться, когда вся группа из-за меня не работала, и вернулся на площадку как можно скорее, и мне сначала не то что ходить — повернуться было больно.

По словам актера, на съемках ему и без этого хватало экстрима. В эпизоде с поездкой на мотоцикле ему сначала дали в руки барашка. Так мало того что на скорости свыше 80 км/ч казалось, что коляска отцепится, — еще и баран на кочках рогами бился о шлем (животное потом заменили на плетеную бутыль).

— А в сцене с пыткой апельсинами ни мне, ни моему партнеру Михаилу Кокшенову объедаться цитрусовыми не пришлось: у нас была всего пара штук настоящих, все остальное — бутафория! Ни я, ни Гайдай со своими связями достать тогда больше не могли, — рассказывал Пуговкин.

Пристрастие к чаепитию для Пуговкина оказалось пагубным — в гостиничном номере «Черноморки» (сейчас это пансионат «Крымские зори» в Алуште) он пролил на себя кипяток, когда переливал закипевшую воду из своего походного бидончика в кружку. Ожог оказался очень серьезным, и съемки «Спортлото-82» были под угрозой срыва!

— Михаила Ивановича привозили к нам каждое утро на перевязки в Алуштинскую горбольницу, где я тогда работала медсестрой в терапевтическом отделении, — вспоминает Людмила Перченко. — Терапия была как раз напротив травматологии, и мы все из любопытства посмотреть на такого великого актера под разными предлогами забегали в перевязочную. А он говорил: «Ну, девочки, что вы здесь можете увидеть?! Давайте, когда я подлечусь, соберу вас всех на творческий вечер — встретимся и поговорим». Никто же не знал, что ему там перевязывают — только когда заглядывали…». Артист обварил кипятком паховую область — очень неприятная, по-настоящему тяжелая травма. Но держался Пуговкин героически — от госпитализации отказался и уже к концу второй недели снимался, несмотря на жару и болевые ощущения.

Как крымский гаишник гонял по дороге голого Кокшенова

В комедию Леонида Гайдая «Спортлото-82» крымчанин Валерий Журавлев буквально въехал на мотоцикле «Урал» — в форме капитана советской милиции. Тогда он был начальником Алуштинского ГАИ. И это было не мгновение на общем плане с массовкой, а полноценный игровой эпизод с участием Михаила Кокшенова.

— Можно сказать, что в фильме я снялся случайно, — рассказывает Валерий Иванович. — Как это получилось? Я еще до этих съемок был знаком с Михаилом Ивановичем Пуговкиным, и когда он приехал в Алушту, мы вместе с супругой навестили его в гостинице «Черноморка» — сидели общались. И в номер заглянул Леонид Иович Гайдай. Он узнал, что я начальник ГАИ, и сказал, что им как раз нужна наша помощь — у них по сценарию есть эпизод с участием инспектора: «Там всего пара фраз, дайте нам на один день толкового сотрудника и мотоцикл с коляской». Потом прошло несколько дней, ко мне в кабинет заходит ассистент режиссера, девушка такая симпатичная, и спрашивает, кого снимать будем. Я же обо всем забыл, закрутился — курортный сезон в разгаре. Отвечаю: «Понимаете, работы много сейчас». Она невозмутимо так: «Ну, раз некому, тогда вы и выручайте Гайдая. У вас есть форма переодеться (я был в белой рубашке)?» — «Есть». Вышли во двор, я сел на мотоцикл, хотя у меня была служебная машина, и мы поехали на съемку».

— И где проходили съемки?

— Это третий километр Судакского шоссе со стороны Алушты на Судак, — не без удовольствия вспоминает свою минуту кинославы почетный сотрудник МВД СССР, полковник в отставке Журавлев, сейчас возглавляющий республиканскую автошколу. — Там ровненький участок на подъем, и как раз гора Катюша видна. Я поздоровался с Гайдаем, и он пригласил меня в автобус, там уже Миша Кокшенов сидел. «Так, разговаривайте», — без всякой раскачки предложил режиссер, и мы начали репетировать. Гайдай в этом отношении очень щепетильным был — все отрабатывал, чтобы в кадре выходило без сучка и задоринки.

— Легко нашли общий язык с Михаилом Кокшеновым?

— Никакого напряжения не было, как будто знали друг друга всю жизнь. Вот как сели в автобусе: «О, привет, Валера!» — и пошло-поехало. Правда, так сложилось, что потом мы ни разу так и не встретились — ни в Москве, ни в Крыму. Ну вот так минут пятнадцать мы подурковали: «Гражданин, вы почему в таком виде бегаете?» — «А я тренируюсь». — «Из какого общества?» — «Трудовые резервы». — «А маска и ласты зачем?» — «Я — троеборец…». Потом этот же диалог повторяли уже на исходной позиции — Миша бежал по шоссе, я подъезжал к нему на мотоцикле. Проговаривали все, и я обгонял его, а он мне вслед кричит: «До города далеко?» Я отвечаю: «К утру будешь». И наконец — съемка. Снимали уже в сумерках, дорогу подсвечивали прожекторы, перед нами ехал «жигуленок», в багажнике которого сидел оператор с камерой.

— И все так же гладко, как на репетиции, прошло?

— Нет, десять дублей было! Выяснилось, что стекло на мотоцикле блик дает — открутили. Потом я заикнулся, затем Миша текст свой перепутал. Еще в одном дубле угол автобуса видно, в другом выпивший ассистент режиссера в кадр влез. Гайдай кричал: «Вот этот дубль и оставим! А когда в Москву вернемся, я из зарплаты вычту за расход пленки».

Приятный сюрприз поджидал Валерия Журавлева еще до премьеры фильма. В январе 82-го он летел из Москвы в Симферополь и в ожидании самолета купил в киоске аэропорта новогодний номер журнала «Советский экран». Открывает — а на развороте материал о съемках «Спортлото-82», и среди прочих фотографий — его снимок с подписью: «На роль работника милиции приглашен начальник ГАИ Алуштинского ГУВД капитан милиции В.И.Журавлев».