Итоги Первого биеннале театрального искусства подвели в театре Вахтангова

Радость первых победителей конкурса «Уроки режиссуры». Статс-секретарь Минкульта с театральным анекдотом. Член жюри без голоса. Актриса с куплетами про коллег и публику. Это и многое другое было на церемонии закрытия Первого биеннале театрального искусства, которая состоялась на сцене Театра имени Вахтангова. С подробностями — обозреватель «МК».


Сергей Женовач и Адольф Шапиро. Парный конферанс. Фото: theaterbiennale.ru

Биеннале, в который кроме театра также вошли музыка и арт-проекты, имеет самые серьезные намерения помочь молодым режиссерам — им еще один шанс заявить о себе, чтобы заметили, отметили. Тем более что биеннале поощряет не только морально, но и материально. 14 молодых режиссеров из разных регионов страны представили свои работы на суд жюри, в котором работали только режиссеры, чья репутация в наше непростое время не вызывает сомнений: Римас Туминас, Алексей Бородин, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Адольф Шапиро, Дмитрий Крымов, Григорий Козлов. И вот итоги подведены и оглашены в театре Вахтангова.

Сама церемония была не мучительно долгой (1 час 15 минут) и весьма элегантной (постановка Анжелики Холиной). Академичный конферанс Дмитрия Трубочкина (доктор искусствоведения, крупнейший специалист по античному театру) разбавляли импровизации статс-секретаря и замминистра культуры Александра Журавского, искренние, иногда спонтанные выступления лауреатов, а также забавные номера.

Итак, для лауреатов заявлено три равнозначных приза в 3 миллиона рублей. Этот хороший бонус получили два московских спектакля и один петербуржский: «Поздняя любовь» Егора Перегудова («Современник»), «Свои люди — сочтемся» Егора Равинского (РАМТ) и «Камень» Дениса Хусниярова (Театр на Васильевском). Приз «Зрительское признание» (велось открытое голосование) увез в Казань Илья Славутский, показавший на биеннале «Женитьбу» по Гоголю.

Каждый из членов жюри по-своему напутствовал молодых коллег. Дмитрий Крымов уверен, что не чувствует себя человеком, который может давать советы молодым режиссерам.

— Я могу лишь сказать вам то, что говорю и себе: думай о публике хорошо, так, как ты думаешь о себе, и даже лучше. Действуй не так, как другие, но убедительно и красиво.

Большой мастер Адольф Шапиро в результате простуды лишился голоса, но его слова, проверенные многолетним опытом, транслировал Сергей Женовач.

— Главное, что вы должны быть готовы ко всему. И отвечать за всё, — произнес от имени Шапиро Женовач.

Кто бы сомневался, что в конце концов за всё ответит режиссер, особенно если спектакль окажется неудачным. В театре знают: успех приписывают себе все, а вот за провал отвечает один. Впрочем, в день закрытия театрального марафона, длившегося без малого три недели, о грустном не говорили — в основном шутили. Прекрасная актриса из «Мастерской Петра Фоменко» Мадлен Джабраилова пела в сопровождении гитары «Мне нравится, что мой партнер… дурак. Мне нравится, что публика…». Молодые, понятное дело, волновались; кто-то расстроился, но… конкурс есть конкурс, и чужие победы надо уметь встречать с улыбкой.

И вот анекдот от Александра Журавского. Режиссер видит, как зритель крадучись, по стенке пробирается к выходу. Режиссер отлавливает его: «Товарищ, вам что, спектакль не понравился?» — «Что вы, спектакль замечательный, постановка авангардная». — «Может, актеры плохо играют?» — «Что вы, отлично работают, просто потрясающе». — «Может быть, пьеса плохая?» — «Что вы, и пьеса отличная». — «Почему же вы уходите?» — «Одному в зале страшно».