Культурные решения от нового кабинета министров: Кобзон раскрыл свое видение

Разговоры об уникальном законе о культуре ведутся давно. Как минимум с тех пор, когда театры, филармонии обязали участвовать в так называемых конкурсах и директора волком завыли при закупке чего бы то ни было — от простой скрепки до декораций. На сей день пожелания не ограничиваются только конкурсными закупками: громкое дело «Седьмой студии» также мотивирует избежать столь двусмысленных ситуаций — кто на что выделил, кто на что потратил — в будущем.


фото: Наталия Губернаторова

Пока что закон в стадии разработки, и в ней принимают участие Комитет по культуре Госдумы, Минкульт, творческие союзы; более того, даже Владимир Путин на заседании президентского Совета по культуре поставил задачу этот закон наконец додумать. Впрочем, на недавней итоговой коллегии Минкульта Мединский дал понять, что не столь важен какой-то глобальный всеохватный закон, сколь необходимы невидимые глазу многочисленные поправки в налоговый кодекс, в трудовое законодательство etc., которые постепенно принимаются и работают на культуру куда эффективнее, чем общий свод правил. Часто наши спикеры от культуры и вовсе ограничивают пожелания законом о меценатстве, что позволит простимулировать сферу искусства частными деньгами.

После скорой инаугурации все ждут сюрпризов от нового кабинета министров, ждут обновленной культурной политики (в какую сторону обновленной — непонятно), как следствие — новое видение закона о культуре. О чем нам и рассказал первый заместитель председателя Госдумы Иосиф Кобзон.

— Иосиф Давыдович, я правильно понимаю, что предполагаемый закон прежде всего должен быть направлен на российскую глубинку, чтобы каждый житель, несмотря на удаленность от столиц, имел определенный минимум культурных предложений?

— Все дело в том, что в каждом регионе существуют либо министерства, либо департаменты культуры, которые, в отсутствие профильного закона, не могут принимать самостоятельные решения. Закон же даст возможность чиновникам действовать решительнее, так же, как и деятели культуры смогут обращаться за помощью и ссылаться на закон. Я считаю, что закон, который столько лет ждет своего принятия (уже президент требует, чтобы его проработали), необходим не столько для Москвы, сколько для регионов. Потому что Минкульт России в основном выполняет функции столичного начальника. Но в каждом регионе — свое руководство, своя культура, и подчиняться все это должно одному закону. И сейчас мы надеемся, что его в конце концов примут.

— То есть нужно сместить акценты на места?

— В том-то и дело. Губернаторы и руководители департаментов вынуждены писать в Минкульт РФ для того, чтобы удовлетворить требования работников. А Минкульт в полной степени не знает весь масштаб проблем на местах. Поэтому принимаются не всегда объективные решения. Децентрализация необходима.

— В советское время было широко распространено, когда все артисты ездили с концертами по городам и весям, добираясь до самого захолустья…

— Потому что у нас была организация Союзконцерт, и в каждой республике был свой филиал, свои гастрольно-концертные объединения. Вот они-то планировали работу на длительный срок. Сегодня никто ее не планирует. Сегодня артисты, которые выбиваются в звезды, договариваются сами; департаменты культуры регионов тоже приглашают самостоятельно. Это все носит хаотический характер. Та же история происходит и с нашим кино. Улучшения уже есть, и улучшения будут, но пока все это тоже носит больше частный характер, когда по усмотрению министра кому-то что-то перепадает… Ясно же всем, что без должного финансирования не может быть кинематографа.

— Плюс очень важно отладить финансовые отношения в свете скандалов вокруг «Седьмой студии»…

— Мы надеемся, что новый закон внесет существенные коррективы и по части финансовых вопросов, и по части вмешательства Минкульта в деятельность учреждений культуры. Потому что пока я не могу считать деятельность Министерства культуры удовлетворительной. И жду 7 мая, когда мы поприсутствуем на инаугурации президента, после чего будет объявлен новый кабинет министров. Я не знаю, какое Путин примет решение. Но мое мнение, что Минкульт должны возглавить люди профессиональные, с профильным образованием. Понятно, что министр осуществляет общее руководство, но замы должны быть профильными — по театру, по музыке, по цирку. Я направил письмо президенту с просьбой назначить по возможности таких людей…

— Что нужно, на ваш взгляд, делать в первую очередь помимо закона о культуре?

— Вот это и нужно: профессионалов назначить! По каждому жанру, по каждому направлению. Они помогут министру объективно принимать решения.