МАММ показал в фотографиях жизнь Картье-Брессона

Мультимедиа Арт Музей (МАММ) показывает уникальную выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающую о раннем периоде творчества великого фотографа.


Фото: пресс-служба МАММ

Все начинается с марсельских снимков: именно в этом французском городе Картье-Брессон покупает свою первую фотокамеру «Лейка», которая сразу станет его неизменным спутником и любимым инструментом. Если проводить ассоциации с именем Картье-Брессона, то возникнет слово «мгновение» — ему и его запечатлению он посвятил свою жизнь.

— Для меня фотокамера — это блокнот, где я делаю свои наброски, это инструмент моей интуиции, порыва, повелитель мгновения, — говорил фотограф.

Его камера видела и любовь, и смех, и слезы с нищетой. В тонких рамках на белоснежном фоне, как это принято в МАММ, расположены небольшие фотокарточки: «Оригинальная серебряно-желатиновая печать» — гласят таблички. Посетители идут по хронологии жизни художника. Сначала открываются яркие воспоминания из солнечной Италии, полной нежности и осознания благодарности за причастность к чужому счастью. Картье-Брессон много времени проводит с другом детства, писателем Андре Пьейром де Мандьяргом и его любимой — молодой итальянкой Леонор Фини.

После Италии перемещаемся в жаркую Испанию, где Анри работает для иллюстрированного еженедельника «Vu». На фотографиях горячность испанского темперамента граничит с абсолютной раскрепощенностью: обнаженные женщины лежат в расслабленных позах на улицах Севильи и Валенсии.


Анри Картье-Брессон. Аликанте, Испания, 1933 г. Фото: пресс-служба МАММ

Картье-Брессон в 1934 году отправляется в Мексику, где создает серию фотографий, ужасающих воображение. Здесь появляется режущий диссонанс между мгновенной радостью детей и нищетой той обстановки, в которой эта радость находит себе место. Посетители внимательно просматривают разруху улиц, обветшалость зданий… и среди этого — нестройные компании детей, их улыбающиеся лица. Но если приглядеться, можно различить серьезное, словно загнанное чувство непонимания и неприятия окружающего мира в глазах ребенка.

Если перейти от Мексики к Парижу, то контраст получается разительный. Во французской столице и обстановка элегантная, и улыбки, и смех, и довольство. Первая бросающаяся в глаза фотография — «Пикник на берегах Сены» — как бы доказывает то чувство умиротворения, которое может быть при достатке и внешнем благополучии. В этот запечатленный фотографом момент никто не стоял за дверью с молоточком и не напоминал о своем несчастье (если вспоминать Чехова).

Появляются снимки из Лондона 1937 года, идет коронация Георга VI — это первый репортаж Картье-Брессона. А за ними — военные годы. В 1940 году Анри попадает в плен, но в 1943 году побег ему удается, он снова принимается за работу, появляются фотографии депортированных семейств, беженцев, покинутых и потерянных детей. Ситуация всеобщего отчаяния оказывает сильное влияние на фотографа, и он принимается за съемки документального фильма «Возвращение» о репатриации военнопленных и заключенных. Картье-Брессон также создает несколько фотопортретов Пабло Пикассо, Поля Клоделя, Жоржа Дюамеля.

Фотоальбом Анри Картье-Брессона рассказывает о его становлении как фотографа, о периодах успеха и неудач, о поисках и сомнениях. Это взгляд в прошлое, подведение итогов, необходимая пауза, за которой последовал мощный рывок вперед — основание в 1947 году Magnum Photos, самого знаменитого в мире фотоагентства, принадлежность к которому стала синонимом творческого признания для многих поколений фотографов.

Выставка проходит при поддержке Tele2 и Mastercard.