Отголоски революции, глюки и березовая лихорадка: параллельная программа московской биеннале

Сердце главного арт-события столицы — 7-й Московской международной биеннале современного искусства — начинает биться все ритмичнее в преддверие запуска, который произойдет 19 сентября в Новой Третьяковке на Крымском Валу. Ее артерии — выставки из параллельной программы, коих в этот раз 69, — уже вовсю пульсируют. Интригует уже то, что площадки под некоторые из них выбраны нестандартные: сад, музеи-заповедники, институты, в том числе биоорганической химии, на высоте 215 метров… Вот, собственно, и их подборка.


Работа Анастасии Виноградовой. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Эпохальный переезд («АБОНЕНТ ВНЕ ЗОНЫ ДЕЙСТВИЯ СЕТИ. 25 ЛЕТ» в галерее «Файн Арт» по 30 сентября). Дождались! «Файн Арт», прожив четверть столетия сначала на Арбате, а потом на Маяковской, перебралась на «Винзавод». В завидное пространство, выстроенное архитектором Александром Бродским. Всего несколько дней Ирина Филатова и Марина Образцова подгоняли помещение под свои художественные нужды — и вот ударная юбилейная выставка готова.


Ася Кузнецова-Руф. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

С входа поражает уже то, что Зураб Церетели «висит» здесь напротив Дмитрия Гутова, Игорь Шелковский — рядом с Тимофеем Смирновым, а Владимир Дубосарский и Александр Виноградов соседствуют с Эдуардом Гороховским… Казалось бы, что их объединяет? Прожив большую часть жизни без Интернета, эти художники без труда сканируют современный мир, пронизанный торжеством коммуникации, выхватывают из него многослойные образы и запечатлевают их на холстах. Современность глядит на нас тут с полотен, написанных иной раз даже в прошлом столетии. Так что, благодаря тонкому кураторскому чутью, наши мэтры ловко вписались в экспериментальное поле молодых авторов «Винзавода».

Предчувствие апокалипсиса («Инстинкт сохранения» во Fragment Gallery по 20 октября). Молодой, но уже широко прозвучавший своим нестандартным естественнонаучным мирочувствованием Илья Федотов-Фёдоров устроил с помощью 250 кг земли, сотни деревяшек и десятка загадочных существ среду, вообразить которую мог только настоящий художник. Перед нами — мир на грани катастрофы. Разговор о нём задают объекты, напоминающие экзоскелеты вымерших существ; пробирки и экспериментальные колбы с таинственным содержимым; тончайшие изображения биологических процессов и форм (от клеточного строения до среды обитания), изощренные формулы, схемы…


Илья Федотов-Федоров. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

— Все это высвечивает очертания «мира после человека», в котором стерлись различия между органической природой и неорганической материей, животные и растительные виды мутировали настолько, что их невозможно узнать, — комментирует Федотов-Фёдоров. — Отыскиваю показанные здесь объекты по всему миру. Вот не удержался от покупки черепа крокодила на Амазонке — когда еще там окажусь?.. А это — кожа змеи, которая живет у меня дома… С помощью таких объектов обращаю внимание на субъективную природу процесса познания. Показываю, что мы воспринимаем и описываем окружающий мир исключительно в соответствии с теми ограниченным языком и видением, которыми владеем…

В общем, вы поняли: 29-летний Федотов-Фёдоров берёт не только размахом идей, но и масштабом их реализации.

Исключительно белый («Архитектура в движении» Дэниела Аршама на ВДНХ с 30 сентября по 8 января). Один из самых молодых и многообещающих скульпторов США, искусный трансформатор пространств и любитель поиграть с их объемами Аршам на своей первой персоналке в России возведет в павильоне «Карелия №67» тотальную инсталляцию «Пробитые стены». Выглядеть это будет как гигантский бетонный тоннель с абстрактными пробоинами, которые постепенно трансформируются в человеческую фигуру натуральной величины.


Дэниел Аршам. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Объекты, вошедшие в состав сложной композиции, отсылают к извечным темам: взаимодействие человека с архитектурой и способности людей создавать, модернизировать, уничтожать сооружения или природные пространства. Девять белоснежных скульптур Аршама разных размеров позволят ему спроектировать сложную сценографию стен павильона, внедрив в их гладкую поверхность всевозможные элементы и драпировки. «Оживление» неодушевленных предметов и превращение человеческих фигур в застывшие статуи — только часть того, что готовит художник.

Итальянско-приморский переворот («Край бунтарей» до 8 октября и «Джозетта Фиорони» до 22 октября в ММОМА). Темой ретроспективы итальянской поп-арт-художницы стал Рим 60-х годов. Часть работ пропитана культурным климатом «дольче виты», остальные — взорвавшие Венецианскую биеннале в 1964 году — яркие ремейки с налетом комиксов шедевров Боттичелли, Карпаччо и других мастеров Возрождения.


Джозетта Фиорони. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Особый сюжет экспозиции — инсталляция в закрытой комнате с актрисой Ирене Мускара. Увидеть её можно только через замочную скважину. На наших глазах девушка переодевается, читает, ест, болтает по телефону… Идея устроить такое пришла Фиорони в голову еще в 1960-е.


Ильяс Зинатулин. №10. Из серии «Картина для жертвоприношения». Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Тем временем в музее на Тверском бульваре запустили «Край бунтарей» — презентацию современного искусства Владивостока 1960–2010 годов. Впервые в Москве в полном объеме показывают работы художников Приморья: молодых и тех, кто предопределил возникновение концептуального и неофициального искусства Дальнего Востока. Выставка демонстрирует, как в работах художников ХХ века зарождалась тенденция к критической позиции, распространенной среди местных авторов.

Запредельная высота (выставка Валерия Чтака в музее «Москва-Сити» с 29 сентября по 31 октября). «История о том, как никто ничего не понял» произойдет на высоте 215 метров. Создание инсталляции из пространственной фрески, кусков холста и картона разных форматов начнется в мастерской художника, а завершится в самом музее, поднимут в который работу на лифте. Соответственно, на грандиозный масштаб не надеемся. Зато не обойдется без свойственного молодому концептуалисту приема — текста. Какого — автор до сих пор не знает, но говорит, что точно многоязычного.


Валерий Чтак. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Музей «Москва-Сити» рассказывает о столице, городской среде и времени сквозь призму самых разных взглядов. В этой связи видение Чтака особенно любопытно, тем более что раскроется оно в контексте панорамного пространства.

Отголоски революции («EVOLUTION/РЕВОЛЮШН/REVISION» в Музее-заповеднике «Царицыно» с 5 октября по 20 ноября). Два десятка художников из России и Нидерландов осмыслят революцию как толчок изменений человеческой жизни, определивший судьбу целых поколений. Каждый по-своему ответит на вопрос: можем ли мы сегодня говорить об этом событии как об эволюционной парадигме развития человечества?


Юлия Винтер. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Реакции российских авторов, критические, ироничные или трогательные, как у Леонида Тишкова (он соединит надрезанные фотографии революционных лет с нитками из разодранного коврика, чтобы «объединить всех, кто на небесах»), бросят вызов существующим предрассудкам, отражая политические, общечеловеческие изменения, случившиеся за столетие.

А художники из Нидерландов не станут воскрешать воспоминания о революции в России, а создадут работы скорее провидческого характера. Предложат новые точки зрения, подвергая сомнению исторические факты и существующие мнения. Одновременно попытаются открыть глаза общественности на неравенство и несправедливость, существующие в мире.

Сага не о войне («Примирение здесь!» в выставочном зале на Таганке с 21 сентября по 15 октября). Попытка художественной интерпретации Гражданской войны — решение смелое и едва осуществимое. Но если учесть, что за дело берутся профессионалы, можно полагать, что все удастся. Гражданская война вызывает ассоциации с визуальным кодом — «красное-белое». Но выставка 15 молодых художников, выполненная отчасти в этих же цветах, создается как альтернатива противопоставлению. «Примирение здесь!» — это моделирование ситуации, невозможной в истории, но актуальной сегодня для поиска более рационального пути. Мирного.


Лотос Ирины Кориной. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Пересечение голосов авторов из разных регионов (от москвича Миши Most до краснодарской группировки «ЗИП») должно создать то разнокультурное многоголосие, в котором каждый говорит от первого лица. Одна из центральных работ — «Лотос» Ирины Кориной — напомнит палатку-убежище, затянутую бумажным тентом. По бокам, где еще вчера происходили подвиги, победы и поражения, сегодня лишь бурьян, безымянные могилы и безликие монументы…

Апофеоз бумаги («Бумажная память» в Центре «Фабрика» с 25 октября по 30 ноября).


Хаим Сокол. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Художника Хаима Сокола вдохновило на проект само пространство, в котором когда-то обитала Фабрика технических бумаг «Октябрь». Он сам рассказывает, чего именно ждать от двух его работ: «Слово «бумага» означает материал и документ. И это задает два связанных друг с другом направления в моей работе. Я переработаю производившуюся здесь некогда бумажную продукцию в нечто новое. А еще на основе сохранившегося архива личных дел и материальной истории фабрики создам серию графических объектов, в которых встретятся значения слова «бумага», но уже в новом поэтическом измерении».

Химия связей («Новые соединения» в Институте биоорганической химии (ИБХ) с 25 по 29 сентября). Пусть вас не смущает название площадки: эта история про науку в такой же степени, как и про искусство. Ведь художники, обратившиеся к темам творческого и научного поиска, взаимодействия специалистов редких профессий с окружающим миром, эстетике научного процесса, создадут работы с сотрудниками ИБХ. Анастасия Виноградова посвятит проект костюмированным праздникам, которые случаются в институте. Анастасия Цайдер сделает фототриптих его выдающихся ученых. Арсений Несходимов запечатлеет красоту повседневных предметов (реактивов, пробок для колб, дюаров), с которыми ежедневно сталкиваются местные ученые. Они же, только встретившие свою любовь в стенах института, вдохновили Марию Романову на особенный проект, подробности которого раскрыть можно будет в самом ИБХ.

Березовая лихорадка («Наши березы, ваши березы» в Биологическом музее с 17 сентября по май 2018 года). Береза — символ страны. Нет, не только России. В Швеции тоже любят это дерево, которое растет почти повсеместно в Северном полушарии. На мониторах, установленных в разных залах музея среди естественнонаучных коллекций, будут крутить короткие видеофильмы и слайд-шоу, созданные шведскими художниками. Техники, стили и настроения — самые разные, из общего только интерес к изучению и изображению природы.


Те самые березы. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

Томас Лиден — автор завораживающего фильма «Сад Швеции» о джунглях у самого крыльца. Садовые цветы выглядят в нем как экзотические кущи, в обитателях которых с некоторым удивлением узнаешь жуков, бабочек и пчел. Музыку к фильму написал сам художник. Ларс-Йоран Евдокимчиков-Мальмквист покажет элегантный мини-балет «Тень» — её танец на морском берегу. А от Ульрики Кристелл ожидается работа, посвященная старинному парку и его таинственным обитателям.

Аптекарские глюки (выставка «Ресивер» в «Аптекарском огороде» по 15 октября). Ботанический сад МГУ наполнится 200 радужно-сказочными работами Дмитрия Федорова, выпускника школы Родченко. В оранжерее с кактусами развесят его рисунки, где через угольно-черный фон проступают хитросплетения необычайных форм. Ставшие продолжением окружающей среды эти работы выполнены в технике граттаж. То есть путем процарапывания острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Еще будут изображения, сделанные лазером. Они повиснут меж орхидей, хищных растений, лиан и бананов.


Дмитрий Фёдоров. Фото предоставлено пресс-службой проекта.

— Вам поступил обратный звонок из точки невозврата — хотели бы вы принять звонок?.. — интересуется Федоров. — Искусство — это когда из пустоты ты достаешь самое настоящее волшебство. Я надеваю воображаемый шлем виртуальной реальности — и вот уже танцую в цвете полуночно-синем. Под него я надеваю солнечные очки — и отправляюсь гулять на солнце. Снимаю их — и оказываюсь в саду, среди цветов из самых разных сказок и фильмов. Они поют и танцуют. Пахнут и дурманят, и я… Я — ребенок, и за своего ребенка я буду биться, кусаться, драться, царапаться и бросаться воображаемыми камнями в каждого, кто по-настоящему разрушает райский сад…