Третьяковская галерея станет более открытой и покажет памятник абстрактному вождю

У Третьяковской галереи весна выдалась ударной на всевозможные программы. В этом тексте мы обсудим две из них: «Музей, открытый для всех» и «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее».

Выясняется: Третьяковка — пионер в отечественной музейной практике по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 2007 года Галерея проводит комплексную образовательную программу «Музей, открытый для всех», адресованную особым категориям посетителей. Она включает специальные выставки, экскурсии, мероприятия и направлена на вовлечение людей с проблемами слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными нарушениями в процесс знакомства с искусством, который не только дарит эстетические переживания и является лучшей мотивацией к собственному творческому самовыражению, но и повышает качество жизни в целом.

Только что произошло этапное событие в развитии программы — запуск новаторского музейного проекта «Суть вещей». Он адресован в первую очередь детям с ментальными нарушениями и ставит своей целью разработку уникальной музейной образовательной программы нового типа, объединяющей сразу несколько подходов к интерпретации художественных работ. Программа основывается на комплексном восприятии произведения искусства – визуальном, тактильном, пластическом (движение) и слуховом. В сочетании с художественной практикой такой подход дает мощный синергийный эффект, что наиболее важно для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Партнерами Третьяковской галереи в проекте «Суть вещей» являются «Мастерская художественного проектирования» и интегрированная театральная студия «Круг». Особенностью проекта является инклюзивная составляющая, которая предусматривает разработку музейной программы, рассчитанной сразу на две разные аудитории: средние и старшие классы школ VIII вида (дети с ментальными нарушениями), а также средние и старшие классы общеобразовательных школ.

Проект «Суть вещей» решает и ряд других задач, стоящих перед музеем, преподавателями учебного предмета «Мировая художественная культура», психологами и арт-терапевтами, – разработку новых принципов интерпретации «сложного искусства» – искусства ХХ века; социальную адаптацию школьников с ограниченными возможностями здоровья; написание методических рекомендаций по работе с детьми с особенностями здоровья в художественном музее; разработку серии пластических перформансов в музейном пространстве. Занятия с детьми будут проходить по понедельникам, в дни, когда музей закрыт для публики. По результатам программы планируется создать фильм и организовать небольшую выставку, в музейных залах будет проведен отчетный перформанс.

***

Фонд поддержки современного искусства Винзавод передает в дар Третьяковской галерее работы художников-участников юбилейного цикла «Прощание с вечной молодостью». Презентация передачи произведений в дар Галерее станет первой частью проекта «Новые молодые в Новой Третьяковке. Дар Винзавода», который включает развернутую образовательную программу — лекции, мастер-классы, мероприятия.

Третьяковка продолжает программу «Меценаты и дарители — Третьяковской галерее». В 2017 году, в год запуска программы, музей получил рекордные 1936 экспонатов, среди которых работы классиков искусства второй половины XX – начала XXI века — Эрика Булатова, Дмитрия Жилинского, Дмитрия Пригова, Гелия Коржева. Новое важнейшее событие в рамках программы — передача в дар Галерее Фондом поддержки современного искусства Винзавод десяти произведений наиболее ярких представителей молодого поколения современных художников. Это работы участников организованного Винзаводом выставочного цикла «Прощание с вечной молодостью».

Впервые в отечественной практике музей классического искусства принимает в дар значительный корпус работ современных художников от одного из первых в России частных арт-центров. Событие, приуроченное к десятилетию Винзавода, завершает юбилейную программу институции, в рамках которой в 2017 году был реализован цикл масштабных персональных выставок представителей нового поколения в российском искусстве, для которых настало время перехода из статуса «молодых» художников в статус состоявшихся. Это Дмитрий Венков, Арсений Жиляев, Ирина Корина, Егор Кошелев, Владимир Логутов, Миша Most; Алексей Булдаков и Анастасия Потемкина (Urban fauna lab); Евгений Гранильщиков, Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, братья Василий и Степан Субботины (Группировка «ЗИП»); Андрей Блохин и Георгий Кузнецов («Recycle Group»).


Работа группировки «ЗИП», показанная на Винзаводе.
Фото: пресс-служба галереи.

Участники цикла «Прощание с вечной молодостью» работают в разных видах искусства: в монументальной живописи, графике, фото- и видеоинсталляции, шелкографии, скульптуре, граффити и с разными медиа. Каждый объект, переданный в Третьяковскую галерею, по-своему уникален, выражает персональное высказывание автора и демонстрирует актуальные процессы в современном искусстве. Этих художников объединяет то, как чутко они реагируют на современность, не воспроизводят, а осмысляют ее.

Проект показывает, сколь высоки значимость и авторитет экспертной оценки куратора и Винзавода как институции в целом. Это осознают специалисты Третьяковской галереи и поэтому особенно ценят настоящий дар.

Генеральный директор Третьяковской Зельфира Трегулова: «Коллекция музея пополнилась произведениями художников, которые, несмотря на молодость, доказали свою причастность к истории российского искусства. Вклад Винзавода позволяет заполнить серьезные лакуны в собрании начала XXI века. С благодарностью принимая этот дар, мы еще раз напоминаем, что галерея Третьякова начиналась как галерея современного искусства, что Павел Михайлович открыл дорогу многим начинающим художникам, которые в дальнейшем составили славу русской живописи. Мы стараемся стать достойными продолжателями его дела, и в этом нам помогают коллеги, имеющие большой опыт работы в области современного искусства. Серия выставок, состоявшихся на Винзаводе в прошлом году, продемонстрировала большой потенциал авторов, создавших для масштабного пространства убедительные проекты, в которых актуальность сочетается с вневременными проблемами человечества. Серьезность сюжетов, высочайшее качество исполнения, оригинальность творческого почерка каждого автора — все это свидетельствует о точности выбора кураторов проекта».

Президент Центра современного искусства Винзавод Софья Троценко: «В течение всего прошлого 2017 года мы анализировали предыдущее десятилетие в истории Винзавода. «Прощание с вечной молодостью» — наше исследование поколения, которое выросло вместе с нами. Результатом проекта стал интерес Третьяковской галереи к художникам, представленным в рамках цикла, который объединил десять современных художников и десять кураторов. По сути Николай Палажченко, куратор проекта, собрал картину, монументальное полотно с участием художников. Это с одной стороны логичное завершение для выставочного проекта — когда музей пополняет коллекцию из представленных работ, но впервые для нас. По совпадению ни один из выставленных художников не представлен в коллекции Третьяковки, что усилило эффект уникальности цикла, и наш дар — это поддержка современного искусства и культуры в целом, развитие взаимоотношений с музеями».

С 19 апреля внутренний двор Новой Третьяковки трансформируется в экспозиционное пространство. Здесь установят масштабный арт-объект Группировки «ЗИП» «Равновесие с небольшой погрешностью». Колонна-памятник абстрактному вождю станет доминантой музейного двора. Рядом со статуей на вершине колонны будет установлена камера, которая будет вести трансляцию на экран в холле музея. Преобразованная в скамейку для отдыха «руина» наделяется множественными смыслами — попрание знака былой славы соединяется с романтическими переживаниями величия ушедших цивилизаций. В работе, посвященной 100-летию Октябрьской революции, Группировка «ЗИП» демонстрирует погрешность между реальностью и представлением о том, что такое революция, и что после нее происходит с властью, как она трансформируется. Одновременно в вестибюле Новой Третьяковки продемонстрируют видеоинсталляция о работах цикла «Прощание с вечной молодостью».

Включение в коллекцию Третьяковской галереи работ, выполненных в нетрадиционных медиа, является своего рода вызовом для хранительской практики. До сих пор трудно представить, как музей должен хранить произведения, выполненные в цифровых технологиях, либо в материале, состояние и длительное бытование которого нам сегодня трудно прогнозировать. В отечественном музейном деле еще не отработаны регламенты по хранению подобных произведений. Музей берет на себя работу по созданию методик реставрации, консервации и сохранению этого корпуса работ и будет готов делиться опытом с музейным сообществом.