Федорченко не может закончить «Войну Анны», приглашенную на Роттердамский фестиваль

С кинорежиссером Алексеем Федорченко, снявшим фильмы «Первые на Луне», «Овсянки», «Небесные жены луговых мари», «Ангелы революции», удалось поговорить во время небольшого перерыва на съемочной площадке. В родном Екатеринбурге он работает над новым фильмом по повести Михаила Зощенко. Другая его картина — неоконченная «Война Анны», приглашена на Роттердамский кинофестиваль. Он откроется в конце января. Между тем средств на завершение фильма нет.


Марта Козлова в фильме «Война Анны». Предоставлено съемочной группой.

Постороннему человеку все это покажется странным. Как это фильм, которого еще нет, приглашен на такой престижный фестиваль? Но такое случается. Отборщики крупнейших мировых киносмотров начинают «пасти» интересующие их картины на ранней стадии создания, смотрят рабочий материал и оберегают его от «захватчиков» — чтобы никто не увел. В 2004 году на Каннском фестивале вдруг начали менять график показов из-за новой картины Вонг Карвая «2046» — случай небывалый. Знаменитый гонконгский режиссер не успевал ее закончить. В итоге картину доставили в Канны в последний момент. Как позднее выяснилось, сбой произошел из-за того, что производство фильма было приостановлено из-за разбушевавшейся атипичной пневмонии. Не хотелось бы, чтобы нечто подобное произошло с фильмом «Война Анны» Алексея Федорченко. Помешать его мировой премьере в Роттердаме может элементарная нехватка денег на окончание производства.


фото: Светлана Хохрякова
Алексей Федорченко.

Прежде чем поговорить с Алексеем Федорченко, обозревателю «МК» удалось посмотреть черновую сборку его фильма о маленькой девочке, скрывающейся в заброшенном доме в годы войны.

— Если бы мне не сказали, чей это фильм, я бы никогда не догадалась, что его автор — Алексей Федорченко.

— Снимать одно и то же неинтересно. Ограничения помогают найти что-то новое.

— Есть ли какая-то связь с «Дневником Анны Франк»? На Роттердамском кинофестивале такие ассоциации возникнут. Это святыня. Дом, где она скрывалась во время прихода Гитлера, превращен в Амстердаме в музей.

— Никакой связи нет. Я прочитал страничный текст в Интернете, и родился замысел. Мне давно хотелось сделать фильм в ограниченном пространстве: в пределах лифта, шкафа, одной комнаты, чтобы было тесно. Кроме того, я давно занимаюсь темой репрессий. С нее начинал когда-то работу в документальном кино. Мой фильм «Давид» — про еврейского ребенка, пережившего все ужасы гетто. Теперь все это соединилось. Хотелось закрыть тему войны.

— Девочка, сыгравшая у вас главную роль, совсем маленькая. И она почти весь фильм одна в кадре.

— Марте Козловой — шесть лет. Она очень хороший человек и к финалу серьезно разыгралась. Мы даже некоторые первые сцены переснимали. Она стала актрисой, так прочувствовала роль, что начала говорить: «Анна бы так не сделала». Марта приняла эту девочку в себя. Я иногда с ней даже советовался.

— Где вы такое чудо нашли?

— Девочка из Москвы.

— Одна среди актеров Екатеринбурга. Почему у вас все «свои»? Они ближе и лучше других?

— Потому что денег мало, как всегда. Да и актеры в Екатеринбурге хорошие. Жалко, что почти не снимаются.

— Правда ли, что Марта еще младенцем снималась в роли ребенка главной героини в сериале «Кармелита»?

— Я не знаю. Слышал что-то такое краем уха, но не успел спросить.

— События происходят в 1941 году на оккупированной территории. Будете уточнять на какой?

— Нет смысла уточнять. Везде одинаково было во время оккупации. У нас в кадре смешение языков — русского, украинского, немецкого…

— Вы начали самостоятельно писать сценарий, а потом пригласили Наталью Мещанинову. Понадобилось девичье понимание мира?

— Да, именно так. Я хотел соавтора, а когда прочитал рассказы Наташи, мне показались схожими их характеры — Наташи и Анны. Она написала замечательные диалоги — остроумные, достоверные. Наташа Мещанинова — настоящий друг и соавтор.

— В фильме прекрасная операторская работа. Так необычно сняты то ли корни, то ли стебли растения, сквозь которые мы видим девочку…

— Это оператор Алишер Хамидходжаев. Мы снимали в павильоне и здании в центре Екатеринбурга, в бывшей земской школе. Там сейчас располагается центр современного искусства.

— Почему вы не можете закончить фильм?

— Картину финансировала частная компания. Средств на ее завершение не хватает, а завершать надо. Фильм пригласили на Роттердамский кинофестиваль. Там должна состояться мировая премьера. А мы не успеваем.

— Государственного участия не было? Почему?

— Мы не просили денег. Так все неожиданно сложилось.

— Пока денег ждете на окончание «Войны Анны», вы не теряете времени?

— Да, снимаю другую картину — «Последняя милая Болгария» по мотивам произведения Михаила Зощенко «Ключи счастья». И тоже в Екатеринбурге с участием местных актеров.