Эксперты назвали русских художников, которых подделывают чаще всего

Итоги по подделкам картин за прошлый год подвели независимые эксперты по культурным ценностям. В лидеры по количеству фальсификаций выбился мастер пейзажа Исаак Левитан.


фото: pixabay.com

Прошлый год для специалистов НИНЭ им. Третьякова выдался насыщенным: за это время ими были выполнены экспертизы для 1415 предметов (не только произведений живописи и графики, но и скульптур, художественно оформленных предметов быта, фарфора и других вещей). 981 из заявленных на экспертизу ценностей оказалась подлинником, а 434 — подделками. Кстати, клиенты НИНЭ — не только частные лица, пожелавшие придать вес найденным у себя дома «сокровищам», но и арт-дилеры, а также музейные организации.

Из знаменитых русских живописцев самым популярным у фальсификаторов оказался Исаак Левитан: из 17 его работ, представленных на экспертизу в прошлом году, только три оказались подлинными. Второе место по популярности у мошенников занял Иван Айвазовский: на экспертизу в НИНЭ принесли шесть полотен, ошибочно приписанных его кисти (настоящих «Айвазовских» за год оказалось 10). Кроме того, специалисты разоблачили четыре фальшивки Константина Коровина (подлинников было 15), двух поддельных Алексеев Саврасовых (картин с подтвердившимся авторством оказалось четыре) и четырех фальшивых Иванов Шишкиных (подлинников оказалось на один меньше).

Бывают в практике экспертов и совсем курьезные случаи. Например, недавно в НИНЭ принесли пейзаж, который, по мнению его владельцев, написала супруга художника Алексея Саврасова (автора хрестоматийного полотна «Грачи прилетели») Софья Карловна Герц. Хозяева картины, абсолютно уверенные в том, что в их руках — редкий коллекционный предмет, аргументировали такое авторство тем, что на полотне была подпись: «С К. Саврасова». Специалистам, впрочем, пришлось развенчать надежды владельцев пейзажа: оказалось, что в их руках — хоть и хорошая, но копия работы знаменитого живописца, и подпись это только подтверждает.

— Раньше художники-копиисты, оставаясь анонимными, подписывали свои работы особым образом, — рассказывает искусствовед НИНЭ им. Третьякова Анна Дергачева. — Вместе с фамилией художника они писали в углу картины «С К.», то есть «с картины»: в данном случае — «с картины Саврасова». Поэтому авторство супруги Алексея Кондратьевича нами было полностью исключено.