Элтон Джон провел с москвичами «сумасшедшую ночку»

Последняя пластинка, выпущенная артистом в 2016 году, спустя три года после предыдущей, называется Wonderful Crazy Night — «Чудесная Сумасшедшая Ночь». Такое же название жизнерадостный Элтон дал своему мировому турне, даже не смущаясь своими 70. Что называется, седина в бороду — бес в ребро. У «старушки» все еще «сумасшедшая ночь», как пошутил над коллегой еще в прошлом веке Род Стюарт, получив вполне симметричный ответ: «Блондинка тоже не молодуха»…


фото: Aлексей Молчановский

Впрочем, на мировой легенде музыки и гей-иконе не было даже намека на возраст и седину. Что роднило его в чем-то с Иосифом Кобзоном, хотя колор и отличался — заезжую знаменитость венчала тоже пышная, но золотисто-пшеничная копна. При этом коренастость, типаж и некая монументальность в жестах и поступи действительно придавали этим двум легендарным артистам что-то общее: сними с одного винтажные вычурные очки или, наоборот, надень их на другого, то местами они выглядели бы почти близнецами-братьями. До тех пор, конечно, пока Элтон не пускался в пляс, отрываясь время от времени от клавиш рояля, по которым филигранно дубасил своими коротенькими и пухлыми, как сардельки, и совсем, казалось, не музыкальными пальчиками. Тут, конечно, сходство двух мэтров становилось уже не столь очевидным…

В рамках мирового турне он устроил единственное шоу в России, и счастье это выпало на сей раз столичному граду Москве. Бывало и по-другому, когда желанный артист заезжал, скажем, в Петербург, игнорируя Первопрестольную. В общем, нам повезло… В первом ряду, толкаясь за лучшие места, гурьбой рассаживалась делегация высокопоставленных поклонников артиста: Милонов, Мизулина, отец Чаплин, другие известные ценители «традиционных ценностей» и хранители «духовных скреп»… (Это шутка.)

Хотя, чем, как не традиционной ценностью, является великая музыка маэстро, пронизанная духовными скрепами вселенской любви, гимнами доброте, справедливости, человеческой добродетели? Но это уже риторическое замечание…

Ради столь особого места в истории своей жизни и творчестве, как Москва и Россия, с которыми сэра Элтона связывают года и эпохи (его первые гастроли прошли здесь аж в 1979 году), маэстро даже расширил сет-лист программы. Так что столичная публика получила оздоровительный заряд неподражаемого позитива и оптимизма на несколько композиций больше, чем зрители в других городах и странах мирового турне.

Яркость и харизматичность — самые точные определения, если коротко описывать такое явление, как Элтон Джон. Черный костюм с витиеватым красным узором, обсыпанный искрящимися в лучах прожекторов стразами, блестящие красные ботинки — каждая деталь будто помогала мэтру выразить свой характер, уникальную, нестандартную творческую сущность. Модная московская певица Belka (Лена Князева), поклонница творчества сэра Элтона с самого рождения, высказалась коротко, но емко, за что заслужила особую похвалу от «ЗД»: «Единственный артист, которого не портят стразы», — в самое яблочко…

В отличие от многих маститых коллег, которые любят потомить публику долгим ожиданием и затягивают выход на площадку порой на час-другой, любимец королевы Елизаветы был максимально пунктуален: в 20.05 он бодреньким шагом вышел к залу и сел за рояль. Чего не скажешь о его поклонниках, которые еще на протяжении получаса с начала действа рассаживались по местам, еле, видимо, оторвавшись от бутербродов и бодрящих напитков в театральных буфетах, что превращало зал в гигантский хаотичный муравейник.

Певец, правда, не обращал на это никакого внимания, начав шоу без излишней раскачки мощным энергетическим выстрелом и лошадиной дозой самоиронии The Bitch Is Back («Стерва вернулась»). С историей создания забористого опуса связана забавная байка: якобы он и автор большинства его текстов Берни Топин обсуждали концепцию очередного альбома Caribou и о чем-то поспорили. Темпераментный и импульсивный Элтон начал дурниной орать на коллегу. Свидетелем жуткой сцены стала жена Берни, которая в сердцах тоже вспылила: «Стерва вернулась». Эта фраза так и стала названием новой композиции…

Tiny Dancer, Levon, Sorry Seems To Be The Hardest Word… Исполнитель прошелся по внушительному каталогу своих хитов — задорных, ироничных, лиричных, — включая композиции Have Mercy in the Criminal, Daniel и Crocodile Rock с одного из самых популярных альбомов Don’t Shoot Me I’m Only the Piano Player. Вспомнил и композицию Don’t Let The Sun Go Down On Me, которую исполнял дуэтом с Джорджем Майклом, ушедшим в музыкальный рай на прошлое Рождество.

Несмотря на название программы, с последнего альбома прозвучало всего два произведения — A Good Heart и Looking Up. Когда релиз увидел свет, слушателям могло показаться, что их кумир впал в детство, точнее — в бурную юность: об этом буквально кричат все треки, изящные поп-роковые песенки о бабочках и цветах, и ни одной грустной ремарки. В середине шоу гости насладились драматичным, развернутым соло на рояле, а на бис юбиляр вышел со своей нетленкой Candle In The Wind, написанной после гибели принцессы Дианы. Этот сингл сразу после выхода разошелся по миру многомиллионным тиражом, став самым продаваемым в истории Великобритании.

■ ■ ■

За всю свою карьеру Элтон Джон продал в Англии и США больше дисков, чем любой другой британский исполнитель, — более 250 миллионов. 52 сингла входили в британский Топ-40, а в рейтинге журнала Rolling Stone он занимает одно из лидирующих мест среди величайших мировых исполнителей. На его счету более 30 студийных пластинок, 130 синглов, музыка к кинокартинам, мультфильмам и театральным постановкам. Уже в 1970-х он был одним из наиболее коммерчески успешных артистов. Однако мэтр обладает не только многочисленными артистическими регалиями, он также является рыцарем-бакалавром и кавалером ордена Британской империи, а в прошлом был президентом футбольного клуба «Уотфорд».

Общественная деятельность для него не менее важна, чем музыкальная. Еще в 1980-х он начал активную борьбу с эпидемией СПИДа и создал свой благотворительный фонд. На столичном концерте артист поделился со зрителями радостью: накануне он встретился с министром здравоохранения РФ Вероникой Скворцовой и договорился с ней о сотрудничестве по программе борьбы со СПИДом в России, выложив на своей странице в соцсети совместную фотографию. Наверное, это лучшее теперь фото в карьере г-жи российского министра, поскольку столько лайков она еще никогда не видела.


фото: Aлексей Молчановский

■ ■ ■

Реджиналд Кеннет Дуайт (как назвали мальчика при рождении) начал свою карьеру в 1960 году, когда собрал с друзьями группу The Corvettes. Начинающие битники играли каверы на композиции Рэя Чарльза и Джима Ривза, а потом мутировали в команду Bluesology. При этом Дуайт подрабатывал, выполняя различные поручения для музыкальных издательств, а по ночам играл в баре лондонской гостиницы. В середине 60-х они уже гастролировали по США, а в 1966-м стали сотрудничать с Длинным Джоном Болдри (англ. Long John Baldry), часть его прозвища и вошла впоследствии в псевдоним Элтона, вторую он позаимствовал у джазмена Элтона Дина.

Сейчас уже мало кто помнит, что артист хотел присоединиться к King Crimson и Gentle Giant, но прослушивания прошли неудачно. Однако все, что ни делается, как известно, к лучшему: когда исполнитель был на перепутье, размышляя, куда двигаться дальше, он увидел объявление о конкурсе в еженедельнике New Musical Express, размещенное руководителем одной звукозаписывающей компании. Приглашались певцы и поэты-песенники, первым нужно было написать композиции на тексты вторых, и лучшие должны были получить контракт с лейблом. Элтону достались тексты уже упомянутого Берни Топина. Оба не выиграли в конкурсе, но знакомство стало судьбоносным. В итоге они заинтересовали друг друга и начали сотрудничество, которое продолжается до сих пор.

Их тандем стартовал с создания композиций для других исполнителей. Первый сольный альбом Элтона Empty Sky (1969), созданный с Берни в позднебитловской стилистике, хоть и получил хорошие отзывы, но особого успеха не снискал, а вот следующий — Elton John, записанный на год позже, — сразу выстрелил. Соавторы нащупали верный путь, нашли в нем формулу успеха: сочетание рок-композиций с элементами госпела и лиричных проникновенных баллад. При этом артист никогда не тяготел к утяжелению звучания, наоборот — он всегда комфортно чувствовал себя в мелодичном, воздушном софт-роке и оказал большое влияние на его развитие.

После выхода удачной пластинки дела пошли в гору: публика высоко оценила первый американский концерт Элтона в лос-анджелесском клубе The Troubadour, где исполнитель впечатлил не только слушателей и журналистов, но также коллег по сцене — Леона Рассела и Куинси Джонса. Потом — задолго, заметьте, до Лободы — он записал гимн Back Home («Пора домой!») для английской футбольной команды, отправлявшейся на чемпионат мира в Мексику.

Следующая концептуальная пластинка Tumbleweed Connection заняла второе место в британском чарте и оказалась в первой десятке журнала Billboard. За ней последовали многочисленные работы, в которых слышалось влияние и блюза, и буги-вуги, и даже прогрессив-рока. Несмотря на узнаваемость стиля и вокала, музыкант никогда не боялся освежать свои опусы, добавлять в них новые ингредиенты и звуковые специи.

В 1972 году, когда к команде певца присоединился Дэйви Джонстон, сложился ставший золотым состав Elton John Band, уникальный тем, что все его участники были не только превосходными инструменталистами, но и могли расписывать вокальные аранжировки, чем частенько занимались даже без Элтона, потом показывая ему результаты своих трудов. Находясь на пике популярности, маэстро создал и свой лейбл — Rocket Records, чтобы выпускать музыку и не зависеть больше ни от кого. Полный надежд, оптимизма и бушующей энергии хит Rocket Man стал с тех пор гимном певца и вновь звучал, разумеется, на концерте в Москве под мощную овацию зала. Впрочем, мощность овации была столь же стабильной и впечатляющей, как и весь концерт звезды — с первой до финальной песни.


фото: Aлексей Молчановский

■ ■ ■

За долгие годы своей карьеры и публичности сэр Элтон Джон стал не просто звездой мирового масштаба и уровня, внесшим неоценимый вклад в развитие музыки, но и воплощением современных ценностей свободы, толерантного тренда прогрессивного человечества и, разумеется, одной из гей-икон современности, которая к тому же утверждает верховенство семейных ценностей, поскольку его супружество с Дэвидом Фернишем является практически образцово-показательным многолетним союзом двух искренне любящих друг друга людей.

Все это находится, конечно, в кричащем противоречии с вектором развития российского общества, обнаружившего в начале XXI века непреодолимую тягу к «духовным скрепам» в наиболее реакционной редакции религиозных страшилок времен средневекового мракобесия и канонизировавшего шизофреническую клоунаду «милоновщины» в ранге официальной государственной политики.

При этом сэр Элтон, в отличие от некоторых других его коллег по западному поп-рок-цеху, сильно разочаровавшихся в «новейшей» России, все еще заглядывает сюда — то ли все еще надеясь на лучшее, то ли просто по устоявшейся традиции, но каждый раз устраивает для нас настоящий праздник музыки и свободы человеческого духа.

Нынешнее шоу не стало исключением, представляя собой форменную феерию — и по содержанию, и по форме, и по подаче. Блестящая музыка и исполнение сопровождались не менее захватывающим видеорядом. Музыканты вместе со своим фронтменом похожи на чудесных сказочных персонажей: гитарист Дейви Джонстон, напоминающий безумного шляпника из «Алисы в Стране чудес», перкуссионист Джон Махон, басист Матт Бизонетт, клавишник Ким Буллард и, конечно, экстравагантный барабанщик Найджел Оллсон в элегантном костюме, розовом галстуке и белых перчатках…

Такие концерты дают надежду, что не все еще потеряно, «пока не меркнет свет, пока горит свеча», как спел когда-то рок-поэт Макаревич. Зрители будто попали в волшебное Зазеркалье, очутились в совершенно иной реальности, где музыка столь мощной силы позволяла им хотя бы на время забыть о суровой реальности вставания с колен…

ZD AWARDS 2017 НОМИНАНТЫ

Две недели наши читатели предлагали кандидатуры в итоговый список номинантов традиционного ежегодного хит-парада «Звуковой дорожки». Таким образом сформирован список главных претендентов на ежегодную музыкальную премию ZD AWARDS-2017.

К финальному забегу за главную музыкальную награду года пробились ровно 50 ведущих исполнителей российской современной музыки, из которых сформированы пятерки номинантов в 16 категориях плюс две иностранные таблицы. Конкуренция при этом была напряженная, поскольку наши читатели включили в свои списки более 120 артистов и групп. К финалу в итоге добрались не все, а некоторые популярные и известные исполнители уступили буквально считаные голоса конкурентам, не сумев войти в пятерки лучших. Можно утешить их тем, что они вовсе не забыты, получили много голосов, но, увы, количество финалистов в каждой номинации ограничено — их всего пять.

При значительном обновлении привычной картинки годовых номинаций, появлении новых имен, что свидетельствует о продолжающейся тенденции тектонических обновлений на поляне популярной музыки, продолжает радовать глаз присутствие в номинантах вечных ценностей и имен, таких как Алла Пугачева или Андрей Макаревич. Вполне очевидно, что это связано не просто с уважением к этим людям и артистам, но и свидетельствует об их заметном и деятельном присутствии в бурном водовороте современной жизни, музыки, общественной деятельности и светской хроники.

Поздравления всем, кто вошел в список номинантов премии ZD AWARDS-2017! Начинается самый захватывающий этап голосования. Чтобы выбрать лучших из лучших, надо оставить на сайте «МК» (баннер ZD AWARDS-2017 Голосование) свой голос за одного кандидата в каждой из номинаций, а в середине января 2018 года «Звуковая дорожка» объявит итоги голосования наших читателей, по версии которых и будут названы музыкальные лидеры нынешнего музыкального года.

В добрый путь!

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram