Янтарные дни на излёте?

Власти бельгийского города Брюгге одобрили оригинальную идею местных пивоваров и разрешили построить над городом пивной трубопровод длиной три километра. Предполагается, что из пивоварни к разливочной установке будет подаваться ежегодно до шести тысяч литров пива, что автоматически уменьшит движение грузовиков в историческом центре. Инвестировать в строительство почти что высокоточной нефтяной установки решились известные городские пивовары. Что позволяет сделать вывод: дела у западных коллег идут более чем успешно. Чего, увы, не скажешь об отечественной индустрии пивоварения, которая опять с тревогой посматривает «наверх»…

Отметим, что из-за падения рынка пива за последние годы мы лишились девяти крупных пивоваренных заводов. Так, вторая по лидерству в России компания «Сан Инбев» недавно повесила замок на очередное производство (первое, в Санкт-Петербурге, пришлось закрыть во время кризиса 2009 года). Bот уже несколько месяцев в бизнес-СМИ упорно гуляет информация о ликвидации предприятий датского «Карлсберга». Сворачивание рынка коснулось даже «Балтики» – компания вынуждена была приостановить работу завода в Челябинске, который обеспечивал 7% их производства.

За последние несколько лет рынок пива в стране действительно сократился примерно на 24%. По данным розничного аудита «Эй Си Нильсен», в 2013 году доля «большой четвёрки» («Балтика», SUN InBev, Heineken, Efes) на российском рынке уже составила 79,5 % (в 2012 – 81,2 %).

Разумеется, удручающие тенденции не могли не коснуться и северо-западного региона. Так, падение петербургского пивоварения в первом полугодии 2014 года составило 16,5% по сравнению с прошлым аналогичным периодом. Среди основных причин эксперты называют продолжающийся рост акциза темпами, опережающими инфляцию. Масло в огонь подлило и вступившее ограничение мест продаж пива, и «комендантский час» для пенного напитка в регионах.

Сами представители алкогольного рынка полагают, что пить россияне меньше не стали (тех, у кого «горят трубы», выручают интернет-магазины), а государство и общество теряют из-за сокращения объёма налоговых выплат и уменьшения количества рабочих мест. Впрочем, по мнению представителей Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Петербурга, пивовары отчасти лукавят: потребители затариваются алкоголем заранее, что не влияет на объёмы продаж алкоголя.

Тем не менее, в ближайшее время питерских пивоваров ожидает очередной «кризис жанра». За последние два года появилось около сотни законодательных инициатив в части усиления регулирования рынка. Однако остановиться депутаты, судя по всему, пока не могут.

«Десятого июня в первом чтении был принят законопроект, который вводит ограничение более 0,5 л ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции», – пояснил «Нашей Версии на Неве» президент пивоваренной компании «Балтика», старший вице-президент по региону Восточная Европа Carlsberg Group Исаак Шепс.

По мнению эксперта, фактически это означает полный запрет использования ПЭТ-тары при производстве пива: «В ПЭТ разливается порядка 50% продукции отрасли. Принятие законопроекта в существующем виде нанесет серьёзный ущерб всей отрасли с резким снижением объёмов производства, сокращением рабочих мест».

Причина очевидна – линии ПЭТ нельзя переоборудовать под другой вид тары – они будут демонтированы. А при текущих условиях отрасль не может инвестировать в установку иных линий. Кроме того, по мнению специалиста, это скажется на ухудшении инвестиционного климата. Ведь значительную часть пивной отрасли в России составляют иностранные инвесторы, крупнейшие мировые компании. По прогнозу господина Шепса, при таком «раскладе» произойдёт не только стремительное сокращение производства пива и закрытие пивоваренных заводов, в которые за последние десять лет были инвестированы огромные средства, но и падение доходов бюджетов. Прежде всего, региональных, для которых акцизы на пиво – мощный источник средств.

Кроме того, эксперты ожидают проблем в смежной отрасли. Так, по словам представителя Carlsberg Group, не исключено закрытие недавно построенных высокотехнологичных производств органической химии и полимерных материалов: оказывается, пивовары закупают около 20% всего выпускаемого в России полиэтилентерефталата.

Вместе с тем, в самой «Балтике» отмечают и положительные тенденции: за минувший год специалисты компании провели множество встреч с представителями российской власти. Диалог стал более конструктивным – чиновники согласились обсуждать нужды и проблемы пивоваренной отрасли.

Убережёт ли эта готовность от гигантского увеличения стоимости лицензий на алкоголь, вопрос по которому может быть решён в Госдуме уже до нового года? Ведь если в стратегии выживания та же «Балтика» делает ставку на вывод новых товаров, развитие «мультипака», спонсорство, и, в конце концов, сможет пожертвовать миллионы на лицензию, то для крафтового рынка пивоварения новая депутатская инициатива означает «чёрную метку».

Отметим, что «крафтовая революция» докатилась до Петербурга сравнительно недавно, и всё же авторское пиво успело завоевать любовь ценителей пенного напитка. Если лицензия на алкоголь взлетит на недосягаемую для малого бизнеса высоту, то этот сегмент культуры потребления попросту исчезнет.

Как отмечают эксперты малой отрасли, причины стремительной «зачистки» рынка качественного напитка вовсе не в борьбе с алкоголизмом (ведь дешёвый алкоголь для массового потребителя так и производится), а в недобросовестной конкуренции. А ей в преддверии кризиса «злоупотребляют» крупные игроки, желая поставлять в питерские пабы свой собственный товар.

«К сожалению, некоторые товарищи в Думе хотят продолжать нас травить ужасными и отвратительными пивными суррогатами, выпускаемыми пищевой промышленностью, – посетовал корреспонденту издания «The Village» Константин Жебенев, совладелец Craft Bier Cafe в Санкт-Петербурге. – Этот закон может убить крафтовое пивоварение, и мы не будем иметь альтернативы тому пиву, от которого, собственно, и дохнут.

А крупным производителям, которые мерзкое пойло производят, это как слону дробина. Надеюсь, до дела не дойдёт и в Совете Федерации эту инициативу заблокируют».

Впрочем, эмоции «малышей» можно понять – если стоимость лицензий поднимут до 50 миллионов, то все они, помимо своей воли, вымрут вместе с потребителями пивного «ширпотреба».

«Крафтовые революционеры» подозревают, что за новым витком борьбы с алкоголизмом могут стоять крупные игроки рынка.

Источник: konkretno.ru