Конкурсы — не царское дело

Нашумевшие патриотические выставки «Романовы» и «Рюриковичи» проводятся по странному государственному контракту.

4 ноября в выставочном зале «Манеж» в Москве открылась выставка «Православная Русь. Рюриковичи». Выяснилось, что 90-миллионный государственный тендер на организацию этого мероприятия до сих пор не проведен. При этом монтаж выставки выполнен малоизвестным подрядчиком, связанным с одним из резидентов «Сколково».

Серия выставок «Православная Русь» шагает по стране: год назад экспозицией «Православная Русь. Романовы» наслаждались москвичи и гости столицы, с августа 2014 она проходит в Ливадийском дворце в Крыму, до этого находилась в Краснодаре. Новая экспозиция «Православная Русь. Рюриковичи» открылась 4 ноября в Выставочном зале «Манеж» в Москве, а потом поедет в Санкт-Петербург.

Znak.сom обнаружил тендер на организацию этой выставки на сайте госзакупок. Согласно документам, все четыре мероприятия этого года будут оплачены из федерального бюджета и обойдутся казне в 90 млн рублей. При этом аукционная процедура еще не завершена, а часть мероприятий уже состоялась.

Как говорится в документации, заявки на проведение уже закончившихся выставок и двух предстоящих принимаются с 1 октября до 22 октября 2014 года. При этом «вскрытие конвертов» было намечено также на 22 октября, однако по состоянию на 28 октября на сайте госзакупок об этом тендере сообщается, что пока проходит этап «Подача заявок».

Даже если забыть о том, что в октябре разыгрывается тендер на выставки, прошедшие летом, то, согласно документации от министерства культуры, выходит, что подрядчик должен будет сделать московскую выставку менее чем за две недели (она открылась 4 ноября).

Что касается выставки «Романовы» в Крыму, то, согласно официальному сайту выставки, она уже открылась 15 августа.

Куратор галереи «Ковчег» Дмитрий Смолев назвал историю «абсурдной». «Авторитетно заявляю, что ни за неделю, ни даже за месяц масштабную выставку из нескольких источников собрать нельзя, никакую медийность и интерактивность не обеспечить. Значит, работа над проектом велась уже долгое время, но на какие средства, спрашивается, если контракт еще не подписан? И кто, кстати, оплачивал изготовление и размещение многочисленных рекламных билбордов в метро? Спонсорская поддержка или средства госбюджета, влитые в проект каким-то загадочным образом? На подобные вопросы у меня ответа нет, увы», — сказал Смолев.

Издание связалось с «Манежем», чтобы прояснить ситуацию. На «горячей линии» выставки посоветовали обратиться за комментариями в Фонд гуманитарных проектов, который, как выяснилось, является подрядчиком по организации этих мероприятий, выигравшим еще незавершенный тендер. По телефону (до официального открытия выставки) сказали, что монтаж уже идет. В Фонде сперва попросили время на размышления, но потом сказали, что прокомментировать ситуацию никак не могут.

Куратором «Рюриковичей» и «Романовых» является, по информации издания, управление общественных проектов администрации президента. Там нашему корреспонденту сказали, что все вопросы надо адресовать в Минкульт.

Редакция отправила документацию по тендеру на экспертизу в Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального и в прокремлевский Общероссийский народный фронт. В ОНФ пока на материалы не отреагировали, а вот эксперты ФБК сказали, что организаторы такого конкурса могут попасть под уголовное преследование.

«Это типичный конкурс по легализации изначально незаконной передачи бюджетных денег в адрес коммерческих (хоть и государственных) юридических лиц. Я считаю, что организаторы этого конкурса подлежат уголовной ответственности как минимум в соответствии со ст. 178 УК РФ («Недопущение, ограничение или устранение конкуренции»)», — говорит представитель проекта «Роспил» Андрей Мищенков.

«Техническое задание конкурса не позволяет сформулировать заявку ни одному участнику, так как в документации не хватает сути техзадания — что именно делать. Указаны размеры, состав тканей и бумаги, названия экспозиций, имена исторических личностей, однако не указано главное — что именно необходимо написать на баннерах и изобразить в экспозициях. В техзадании в отношении каждой экспозиции указано «Авторская экспозиция», однако не указаны ни автор, ни содержание экспозиции. Таким образом, конкурс составлен для кого-то, у кого все эти материалы есть», — отмечает Мищенков.

О подрядчике, который, видимо, получит 90 млн рублей из бюджета, неизвестно практически ничего. У Фонда гуманитарных проектов нет сайта. Директором и владельцем организации значится некий Иван Владимирович Есин.

Этот человек, согласно базе СПАРК, является учредителем фонда «Моя история» и совладельцем ряда коммерческих компаний — московской «Смарт-групп» и астраханских «Дисплаир Компани» и «Шеир». «Дисплаир компани», принадлежащая ряду российских и иностранных граждан, а также американской компании Displair Inc, является резидентом «Сколково», ее продукт — безэкранный дисплей — показывали Дмитрию Медведеву на «Селигере» в 2010 году. Некий Иван Владимирович Есин также работает в ОАО «Газпром-нефть» на позиции главного юрисконсульта, но это уже может быть совпадением.

Мищенков из ФБК отмечает, что, согласно официальным публикациям, выставка будет шествовать по стране пять лет, поэтому в следующие бюджет года бюджет может выделить на нее еще 400 млн рублей.

Читая техзадание, можно получить представление о будущих и прошедших выставках – как это видит себе Минкульт.

«Выставка «Моя история. Романовы» призвана возродить в наших современниках чувства причастности к нашей неразрывной и общей истории, в том числе и через почти забытое сегодня чувство благодарности. В данном случае – к членам этой единственной в своем роде семьи в России. Признательности к людям зачастую очень разным и неоднозначным, но в большинстве своем искренне стремившимся к величию России и к исполнению своего нелегкого долга. Призвать нас, потомков тех веков, к благодарности и великим сподвижникам трехсотлетней династии – Потемкину и Суворову, Пушкину и Достоевскому, Чайковскому и Глинке, Лобачевскому и Менделееву. За 300 лет правления династии наша страна пережила великие события: освоение Сибири и Дальнего Востока, воссоединении Руси и Украины, основание новой столицы — Петербурга, победу над Наполеоном, вхождение в состав России южных регионов, отмену крепостного права, небывалый культурный, научно-технический и индустриальный подъем и многое другое», — гласит преамбула к техзаданию.

Целью всех выставок в конкурсе значится «укрепление общенационального единства, просвещение населения в области отечественной культуры и истории, воспитание общенационального сознания с целью реализации поручения Президента Российской Федерации (резолюция Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года)».

Центральной фигурой выставки «Рюриковичи» станет святой Сергий Радонежский, чье 700-летие отмечается в 2014 году.

Далее в ТЗ перечисляются различные коллажи с портретами князей и русских царей, изредка сопровождаемые комментариями. Так, к примеру, царствование Ивана VI Грозного проиллюстрируют коллажем «Оболганный царь».

«В общую концепцию выставки рекомендуется заложить драматургическую трехактную структуру: завязку, противостояние, развязку. Данная структура в настоящее время является самой понятной и популярной для широкой, так называемой массовой аудитории. В соответствии с этой структурой Герой – это русский народ, история данного Героя начинается с появлением военно-политической силы «Русь» — многонационального племени дружинников-торговцев во главе с Рюриком, объединившим все торговые пути Западной Европы, Византии и Азии на территории нынешней России (завязка). Символическими образами, вбирающими многообразие черт русского народа, должны стать правители Руси. Таким образом, под управлением Рюриковичей история русского народа будет развиваться на протяжении пяти веков, преодолевая угрозы уничтожения или растворения в европейских или азиатских народах, эволюционировав от союза племен в IX веке к Государству в XVI веке», — отмечается в техзадании.

О том, что получится на выходе, можно, наверное, судить по прошлогодним рецензиям на «Романовых». Посетители отмечали прямолинейно-пропагандистский характер выставки и отсутствие критического взгляда на династию, малое количество исторических экспонатов, резко негативное отношение к противникам абсолютной монархии, в частности, декабристам.

Министерство культуры пока не дало ответ на запрос о том, как получилось, что неизвестный подрядчик монтирует выставки, тендер на устроение которых еще не завершен, и почему в госконтракт на 90 миллионов рублей оказались включены уже проведенные мероприятия. В министерстве пообещали ответить к 11.00 мск среды, Znak.com планирует опубликавать ответ Минкульта после его поступления в редакцию.

Екатерина Винокурова

Источник: og.ru