Не быть Украине владычицей морскою

«Украина должна вернуть себе статус великой морской державы», — повелел президент Порошенко, обещавший также сделать Украину ядерной и великой космической державой.

«Сегодня есть наработки по модернизации кораблей, оснащению их высокоточным оружием, новыми средствами радиоэлектронной борьбы, которые сделают эти корабли более эффективными», – отмечается на официальном сайте президента Украины. Указывается также, что расходы на эти цели предусмотрены бюджетом на 2015 год.

Неважно, что украинский бюджет на 2015 год не разработан, не внесён на рассмотрение в парламент и, соответственно, его просто нет. Речь о другом. Спустя полгода после того, как военные корабли, предприятия и другое имущество Украины на полуострове Крым перешли в собственность России, Порошенко вдруг заговорил о том, чтобы их вернуть: «Мы должны очень жёстко поставить этот вопрос. Мы этого никак не пропустим, и эти корабли должны быть в составе Военно-морских сил Украины».

Что представляют собой военно-морские силы Украины, или же флот Украины, который многие специалисты военно-морского дела называют не иначе, как ФУ-флот? 

За 23 года после развала СССР украинская армия превратилась в одну из самых слабых на постсоветском пространстве. Низкое денежное довольствие понизило моральный дух офицеров. Половина числящейся на балансе бронетехники к 2014 году находилась в нерабочем состоянии. В «боевой состав» ВМС Украины входили около 40 номинально боевых кораблей, судов и катеров обеспечения. В феврале 2014 года половину из них успели вывести, а оставшиеся суда подняли Андреевский флаг. Вооружённым силам объявившей независимость Республике Крым отошли единственная украинская подводная лодка «Запорожье», четыре малых противолодочных корабля, три тральщика, по два десантных корабля, ракетных катера и корабля управления, а также противодиверсионный катер, спасательный буксир, противопожарный катер, катер-торпедолов и корабль спецназначения.

Что касается морской авиации, то к 2014 году из 49-ти боевых самолётов, находившихся в аэропорту Бельбек, могли подняться в воздух только четыре.

«Я уже не говорю о том, смогли бы они выполнить боевую задачу, — заметил в беседе с автором этих строк главный редактор сайта «Народный фронт «Севастополь – Крым — Россия» Вадим Мордашов. — В воинских частях ВВС Украины в Крыму стояли сотни поросших травой, оставшихся ещё в наследие от СССР заржавевших танков, которые не могли сами сдвинуться с места. Россия, решившая вернуть Украине эти украинские «боевые» танки, была вынуждена не вести их своим ходом, а грузить подъёмными кранами на железнодорожные платформы».

В.Мордашов говорит: «Пытаться модернизировать оставшиеся в наследство от СССР проржавевшие корабли выпуска 1950-1980 годов просто несерьёзно. Вспомним хотя бы не столь давний анекдотический случай с единственной украинской подводной лодкой «Запорожье»: лодка после «современного ремонта» украинскими специалистами вышла своим ходом в море, но погрузиться так и не смогла, а обратно в Севастополь её пришлось тянуть на буксире. И потом, финансовое состояние разваливающейся Украины таково, что денег у неё нет не то что на модернизацию флота, не то что на газ и уголь, но и на социальные выплаты своему (ещё оставшемуся) народу».

А что вытворяли украинские власти в 1990-е годы с офицерами Черноморского флота России? В 1991 году президент Украины Леонид Кравчук заявлял, что Киеву флот не нужен. Мол, пусть он остаётся российским. Однако потом Киев занялся принудительным переводом экипажей кораблей под юрисдикцию Украины.

«Делали это так, — писал историк флота, капитал 1 ранга Сергей Горбачёв. — Находили сомневающихся офицеров, обрабатывали их, кому-то звания и горы золота обещали… И они принимали «гальюнную присягу»: собирались человек 10-20 в туалете, писали бумагу, с гонцом отправляли её в Киев, а уже оттуда шёл приказ: такой-то корабль переподчиняется Украине».

Было немало инцидентов и с кораблями, и с морскими училищами, и со знаменитым севастопольским дельфинарием. По большому счёту, Украине все эти объекты были не нужны, содержать их не собирались, но работал принцип: как угодно, лишь бы не досталось москалям. Угрожали и морякам, и их семьям – особенно в отдалённых и малых гарнизонах. А в ночь на 10 апреля 1994 года украинцы даже решились на штурм 318-го дивизиона кораблей резерва, расположенного в Одессе.

За 23 года своей независимости ни одного корабля с нуля Украина не построила. Даже нынешний флагман украинского флота — сторожевой корабль «Гетман Сагайдачный» — строился в Керчи для погранвойск КГБ СССР (для Дальнего Востока). Единственное, чем удалось обзавестись Украине с нуля — это памятником тому же Сагайдачному и телерадиоцентром «Бриз» Флота Украины со штатом в 70 сотрудников. На большее украинских властей не хватило. Обретённое имущество пришло в негодность. «Они плохие хозяева, — говорит Сергей Горбачёв. — Аэродром «Мирный» отошёл Украине по договору о разделе. Поделили просто: бомба нам, бомба — вам. И вот стоит противолодочный полк, прощание с боевым знаменем полка, плачущий командир, черноморцы всё своё вывозят… А дальше — картина маслом: наш полк ещё прощается, как подъезжает их «Урал», снимает украинский караул и уезжает! Доставшиеся украинской армии бомбы лежат, бери, чего хочешь, наши в шоке…». Лишь бы не москалям!

Надо сказать и о Черноморском торговом флоте (ЧТФ), который был флотом всесоюзного масштаба. После развала СССР встал вопрос: нужен ли такой флот Украине и может ли Украина его содержать? Оказалось, нет. Так решил президент Леонида Кравчука.

«Украина оказалась неспособной обеспечить жизнь и работу такого формирования, как ЧТФ. Поэтому началось постепенное, иногда бесконтрольное, уничтожение отдельных частей единого флота. Часть кораблей пришла в негодность, часть была продана, а часть — просто уничтожена. И до сих пор нет сведений, кто нажился на его остатках. Тех структур, которые работали ранее, не существует: исчезали корабли, и сразу же исчезали управленческие структуры. Это была рейдерская атака на флот, поэтому он и перестал существовать. Могу со всей ответственностью сказать: Украина не могла обеспечить эффективную работу флота», — признался в 2012 году в интервью еженедельнику «2000» Леонид Кравчук. А на вопрос корреспондента, нужен ли Украине торговый флот сегодня, Кравчук ответил: «Убеждён — государству не нужен! Что государство будет возить на кораблях ЧФ?»

Всё это выглядит смешно. С возвращением Крыма в состав России Украина практически лишилась доступа к морю. Разговоры о «великой морской державе» — нелепое сотрясание воздуха. Если и раньше не было средств на поддержание украинского флота в нормальном состоянии, то тем более их не найти в тощей украинской казне сегодня. Денег катастрофически не хватает даже на элементарное обеспечение армии.

«Опытно-проектным центром кораблестроения в Николаеве был разработан перспективный тип корветов ВМСУ проекта 58250 типа «Гайдук», главный корабль был заложен 17 мая  2011 года, но по состоянию на август 2014 года программа остановлена из соображений экономии бюджетных средств. Схожая судьба с разработкой ракетных систем, — говорит киевский эксперт Александр Дудчак. — Вероятно, можно ожидать «усиления» ВМСУ путём получения помощи от ВМС США — они вполне могут поделиться какой-нибудь старой посудиной, которую затопить жаль, а использовать уже стыдно. На Украине это будет воспринято, как серьезная материальная помощь и весомая моральная поддержка со стороны сверхдержавы-сверхпаразита, но обслуживать подаренный хлам для страны крайне накладно. Зато очень прибыльно для США — к обслуживанию будут привлекаться заморские спецы и поставляться запчасти от производителя».

Ольга НЕГОДА

Источник: fondsk.ru