Забастовка железнодорожников Грузии

В железнодорожном депо тбилисского пригорода под странным названием «Африка» в день забастовки железнодорожников, вагонов было больше чем людей. Аналогичная ситуация сложилась на всех узлах грузинской железной дороги от Гардабани до Самтредиа и Батуми. Вагоны безмолвны и лишь своим видом, а также колоссальным количеством указывают на серьезность проблемы, тогда как рабочие и машинисты, не желая быть столь же безмолвными, громко выражают свое возмущение. «Год назад мы бастовали и нам обещали повысить зарплату, но обманули» — говорит «Вестнику Кавказа» железнодорожник Гоча Абрамишвили. По его словам, вместо повышения зарплаты, руководство ЗАО «Грузинские железные дороги» предлагает лишь «разработать сетку зарплат», а по этой «сетке», как подозревает Гоча и многие его товарищи, «зарплату повысят только «своим», но не простым работникам».

Сейчас зарплата рядового сотрудника ЖД предприятия составляет примерно 200 дол. – мизер даже по-грузинским меркам. «А руководство получает по несколько тысяч в месяц» — гневно говорит мне один из лидеров Профсоюза железнодорожных работников Кахабер Кахадзе. Именно поэтому, профсоюз сразу поддержал инициативу проведения забастовки как «цивилизованного способа давления на власть» и решения проблем.

Такую возможность рабочие депо и машинисты получили только при новых властях, тогда как во время правления Саакашвили серьезных забастовок не было. На железной дороге их не случалось вообще, потому что зачинщиков сразу арестовывали и осуждали по статье УК «Саботаж». Статья не отменена, но сейчас власти в стране другие, и строить «Сингапур» на Кавказе они не обещали, как и прибегать к столь жестоким методам для достижения инвестиционной привлекательности страны.

Однако в случае с железной дорогой речь идет не просто о бизнесе, но и о выполнении международных обязательств по транзиту грузов. Еще со времен президента Шеварднадзе Грузия считала своей главной международной функцией обеспечение нормальной работы транзитного коридора «Восток-Запад», а железной дороге отводилось и отводится в этом проекте ведущая роль.

Одним из важнейших проектов, который позволит стране (только что оформившей евроассоциацию) подключится к европейской железнодорожной сети, считается новая магистраль Баку – Тбилиси – Карс — Стамбул. Накануне забастовки руководство Грузинских железных дорог сообщило, что первый пробный поезд по грузинскому участку Марабда — Карцахи пройдет уже к концу года, поскольку строительство практически завершено. Эта информация обращает на себя внимание по той причине, что ЖД Баку – Тбилиси — Карс не относится к компетенции ЗАО «Грузинские железные дороги» — у нее другой юридический статус и другие собственники, поскольку строится на средства, предоставленные Азербайджаном в виде долгосрочного кредита. Но ведь железнодорожники и другие служащие предприятий магистральной инфраструктуры те же. Они вполне могут присоединиться к забастовкам, новая волна которых неминуема, поскольку хотя железнодорожному начальству и удалось приостановить нынешнюю забастовку с помощью «центральных профсоюзов», выступивших посредниками, но, судя по заявлениям руководства ЗАО, серьезно повышать зарплату и вводить премиальную систему, как и систему оплаты сверхурочного труда, никто не собирается, а железнодорожники, вошедшие во вкус «цивилизованного давления на работодателей», вряд ли откажутся от новых забастовок со все возрастающими требованиями.

Георгий Калатозишвили

Источник: vestikavkaza.ru