Актеры МХТ отказались подписать письмо на имя Путина
Напомним, что в субботу в полдень в Художественном театре дирекция созвала экстренный сбор труппы. В зале собрались все, хотя повестка дня мало кому была известна. Артисты рассказывают, что некоторые шли на собрание в полной уверенности, будто на нем состоится встреча с новым худруком Сергеем Женовачем. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что самого Женовача на эту встречу даже и не звали.
МХТ им Чехова. Фото сервиса «Карты. Яндекс».
Как выяснилось, собрали всех за тем, чтобы артисты подписали коллективное письмо на имя президента РФ. Вели собрание директор Юрий Кравец и актер, ректор школы-студии МХТ Игорь Золотовицкий. Они и изложили суть письма, из которого следовало, что МХТ находится на таком подъёме (работает, выпускает спектакли, как и положено), поэтому просит вновь избранного президента не присылать в МХТ варяга (в данном случае назначенца от Минкульта Сергея Женовача), а утвердить выдвиженца изнутри — популярного актёра Константина Хабенского. Сам же Хабенский при этом сидел скромно в зале среди артистов.
Читайте материал: В Художественном театре провели экстренный сбор труппы без нового худрука
Как рассказывают участники встречи, для многих это было совершенно неожиданно — вчера ещё вроде как был Женовач, в сегодня нате вам — Хабенский. За ночь что ли произвели смену караула? И кто произвёл? Кто писал письмо от имени всей труппы? Возникла пауза. Но потом артисты все-таки начали высказываться. В частности Дмитрий Брусникин задал вопрос — почему письмо написано от имени актеров, а те ни о каком письме до сегодняшнего дня слыхом не слыхивали? Его поддержали — почему мол нас без нас женили?
Голоса выступавших разделились, но с перевесом в сторону Женовача. Актриса Ирина Пегова, Дмитрий Дюжев выступили адвокатом режиссера, имя которого, собственно, в защите не нуждается — настолько оно весомо. Артисты говорили, что он — прекрасный режиссёр, большой мастер, работали с ним.
Авангард Леонтьев тоже высказался «за» режиссера, «поскольку он как никто умеет работать с артистами, и именно он продолжает своей работой развивать идеи Художественного театра». Были голоса и за Хабенского, но не очень то убедительные.
— А пусть он сам скажет, — подал кто-то голос.
Константин сказал по смыслу следующее: мол к нему обратились, и он не против.
— А кто же письмо отнесёт Путину?
— Да он же и отнесёт.
Со стороны, наверное, это выглядело нелепо и даже несерьезно. Если бы не было так грустно. Этот сбор и полемика (очевидцы рассказывают, как вдруг наступала пугающая тишина, то вдруг люди начинали горячиться) показала, что состояние внутри труппы действительно оставляет желать лучшего. В ней наблюдается раскол, и даже не из-за Женовача. Его назначение показывает атмосферу недовольства практикой, сложившейся в театре, когда в спектаклях занята в основном одна группа артистов, а другие сидят без работы. «У нас в театре одни кучки, и у каждого режиссера — своя». Ситуация для любого театра, особенно с большой труппой, не экстраординарная, но видимо в случае с МХТ она вышла за рамки и как говорится «гиря до полу дошла». А безработный артист — явление опасное прежде всего для самого театра.
Выступили старейшие актрисы, можно сказать, золотой фонд МХТ — Наталья Тенякова, Нина Гуляева, занявшие абсолютно адекватную позицию — пусть Женовач придёт, посмотрит спектакли, войдет в театр через 40 дней после кончины Олега Павловича — это будет по-христиански.
Закончилось тем, что коллективное письмо на имя Владимира Путина коллектив не подписал. С тем и разошлись.