«Аритмия» захватила отряд «Белых слонов» на вручении премии киноведов и кинокритиков
Национальная премия кинокритики и кинопрессы весьма экономично и скромно отметила 20-летие. Именовавшаяся когда-то «Золотым овеном», а теперь — «Белым слоном», она едва сводит концы с концами. Министерство культуры времен Владимира Мединского в поддержке принципиально отказывает. Посильную помощь предложил Союз кинематографистов, а один из меценатов завез 40 литров напитков, чтобы было чем угостить лауреатов и гостей.
фото: Борис Кремер
Борис Хлебников.
За два десятилетия, что вручается премия, рекордсменом по числу наград и номинаций стал Андрей Звягинцев: 7 призов и 15 номинаций. У Александра Сокурова их соответственно 7 и 11. Покойный Алексей Балабанов имел 5 наград и 15 раз номинировался. По итогам 2017 года «Лучшим фильмом» названа «Аритмия» Бориса Хлебникова, которого критики называют новым Жаном Виго. Он также разделил награду «Лучшая режиссерская работа» с Андреем Звягинцевым, представленным с «Нелюбовью». Они набрали равное количество голосов. Документалист Андрей Осипов, вручая награду, говорил о том, как важно, когда кино становится продолжением жизни режиссера, сделано без лукавства и после него что-то в тебе меняется.
«Аритмия» отмечена и за лучший сценарий, написанный Борисом Хлебниковым совместно с Наталией Мещаниновой, а также за «Лучшую мужскую роль» Александра Яценко. На церемонию он не вырвался со съемок в Электростали. Ирина Горбачева в «Аритмии» разделила награду «Лучшая женская роль» с дебютанткой Дарьей Жовнер в «Аритмии». Дарья специально приехала из Петербурга, где снимается, чтобы получить награду за себя и режиссера-дебютанта Кантемира Балагова.
Андрей Звягинцев тоже получал не только свой приз, но и «за того парня» — своего постоянного и любимого оператора Михаила Кричмана. Параллельно говорил с ним по телефону, чтобы он слышал, как все проходит: «Много лет я выхожу и получаю призы за Михаила. Этот человек работает каждый день. Каждый вечер он выставляет свет. А я вынужден принимать за него аплодисменты. Моя мама преподавала русский язык и литературу. В трудные времена она занялась этикой и научила меня в юности тому, что этическое вырастает в эстетическое. Ради этого мы и занимаемся творчеством». А потом вдруг неожиданно и страстно обратился к залу: «У меня просьба, призыв, мольба. Придумайте другой вид этого приза». Чуть раньше мультипликатор Иван Максимов, он же автор «Белого слона», радовался фигурке, которой наконец-то вернули ту форму, какую он когда-то придумал. Но после мольбы Андрея Звягинцева критики призадумались не только о самом «Слоне», но и работе над ошибками в целом. В нищете и бедности трудно быть властителями дум, проводить яркие церемонии, которые теперь не собирают полных залов.
Уникальный авторский фильм «Мешок без дна» Рустама Хамдамова получил одну награду: «За лучшую работу художника». Удостоенная ее Ирина Очина считает, что огромная часть полученного ею слона принадлежит Рустаму Хамдамову. А соперничала со своим мужем Сергеем Февралевым, выдвигавшимся в той же номинации с фильмом «Анна Каренина. История Вронского».
фото: Борис Кремер
Немоляевы.
Светлана Немоляева пришла на церемонию с братом — оператором Николаем Немоляевым. Ей достался необычный и впервые вручаемый приз кинокритических симпатий — не только за экстравагантную роль в «Мешке без дна», но почти за 80 работ в кино, вплоть до легендарной жены Гуськова из «Служебного романа». Светлана Владимировна расценила премию как рождественский подарок и не могла налюбоваться на статуэтку «Слона». Алиса Фрейндлих на церемонию не приехала. Так что ей заочно вручили «Белого слона» за роль второго плана в «Большом» Валерия Тодоровского. Актриса Ольга Лапшина, которой выпала почетная миссия, решила на сей раз не петь, хотя голос у нее изумительный, а исполнить несколько па из «Лебединого озера», раз уж Фрейндлих сыграла героиню из мира балета. Получилось смешно.
Счастье, что пришел на церемонию Владимир Ильин, который живет вдали от Москвы деревенской жизнью. Он награжден за «Лучшую мужскую роль второго плана» во «Времени первых» Дмитрия Киселева. Критиков он сравнил с камнем у реки, который не дает ей расплыться, и прочитал строки: «Нам критика нужна, как фильтры для воды». Конкурировавший с ним Алексей Серебряков в картине «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта получил должок — двух «Слонов» за «Левиафана» и «Жила-была одна баба». Он не смог в свое время приехать на церемонию, поскольку интенсивно снимается, да и живет давно в Канаде. На сцене Алексей благодарил свою любимую: «Последние 22 года я все делаю только ради одной женщины — моей жены Маши».
Композитор Юрий Потеенко выдвигался в номинации «Лучшая музыка к фильму» сразу с четырьмя картинами: «Время первых», «Анна Каренина. История Вронского», «Рок» и «Холодное танго» — и победил.
92-летний классик отечественного кино Марлен Хуциев награжден премией имени Мирона Черненко — многолетнего президента нашей Гильдии киноведов и кинокритиков. Они дружили, а Черненко написал о нем книгу «Просто Марлен». Название фильма Хуциева «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») стало слоганом нынешней кинопремии. Получая награду, Марлен Мартынович сказал: «Я уже давно заслужил «Белого слона». По двум причинам. Я уже давно белого цвета. Во-вторых, давно растил свой хобот, и он вырос. Мало кто видел живого слона вне зоопарка, а я в Индии увидел серых слонов, которые шли навстречу нашей машине. Неспроста они мне попались. Теперь ясно — почему. Хотел рассказать вам анекдот, да ничего не пришло на ум. Но то, что я в столь почтенном возрасте получаю «Белого слона», — уже анекдот».
«Последний вальс» молодого режиссера Юлии Бобковой об ушедшем гении-композиторе Олеге Каравайчуке назван лучшим документальным фильмом. 28 декабря ему исполнилось бы 90. Дмитрий Геллер победил в анимационной ситуации со своим уникальным мультфильмом «Рыбы, пловцы, корабли».