Безруков поставил новому сезону «пятерку»
Если театр жив, то и сбор труппы проходит легко и весело, — достаточно заглянуть на Волгоградский проспект, 121, в Московский Губернский театр. Который — как время летит — зовет своего зрителя уже на 5-й сезон! Впрочем, есть и еще одна круглая дата: Губернаторскому оркестру Московской области (без которого и театр уже не театр) — 10 лет, и вот он-то, целый оркестр, и открыл новый сезон забавной и яркой «Увертюрой для театра с оркестром». Из увертюры нот не выкинешь: стильный худрук, музыканты, ощущение драйва, — все это залог того, что театр вырывается в хедлайнеры отнюдь не местечковой сцены.
фото: Наталия Губернаторова
О театре легко судить по звонкам в кассу — парковка есть? Безруковский театр давно уж — не островок культуры в спальном районе, дорожка сюда проторена со всех концов Москвы и области. И за пять лет случилось главное: помимо «спального» или случайного зрителя, Губернский обрел своего собственного, а это всегда — уверенность и опора, залог разнообразия в афише и неожиданных экспериментов, о чем Сергей Безруков и доложил на сборе труппы.
— О, мы так ударно, по-стахановски все четыре сезона отработали, — обратился худрук к своим артистам, — не стыдно сказать, что за это время нами создано 33 новых спектакля, сделано около 30 выездов на гастроли и фестивали, да мы всю страну исколесили — от Калининграда до Владивостока, десятки городов! Ну а кроме того стали первыми в такой важной миссии как адаптация театрального искусства для незрячих и слабовидящих, в частности, у нас работает пять тифлокомментаторов (через наушник специальные сотрудники рассказывают слабовидящим о том, что сейчас происходит на сцене), и за четыре года появилось уже семь спектаклей с подобной адаптацией.
Затем Безруков сказал добрые слова о главном друге театра — Губернаторском оркестре, ведь его «музыканты участвуют чуть ли не в каждой постановке»: играют в комедии «Нашла коса на камень», в постановке «Свадьба Кречинского», исполняют сказочную и манящую мелодию джунглей, в которых рос Маугли, а еще вальс, «под звуки которого гоголевский Поприщин парит над Невским проспектом в «Сне разума»»; ну в «Маленьком принце», в «ФильмФильмФильм», в спектакле «Высоцкий. Рождение легенды» оркестр так и вовсе выходит на первый план…
Актеры театра одобрительно кивают на замечания своего худрука, приговаривая: это совет всем — дружите с музыкантами и будет вам счастье.
Собственно, «Увертюра…», открывающая сезон, продолжается всего полтора часа (за пультом — главный дирижер Губернаторского Сергей Пащенко, но и сам Безруков не прочь иной раз «взять бразды»), но сколько глубины и экспрессии — дай бог, чтобы на целый сезон хватило. Судя по настрою худрука — хватит вполне.
Итак, совсем скоро мы увидим постановку по культовому роману Бориса Акунина «Левиафан» (детектив детективом, но с трагическими нотками другого акунинского произведения «Азазель», откроем секрет — возлюбленная сыщика погибнет). Впрочем, сам Безруков никаким Фандориным не станет, по замыслу постановщика Натальи Вдовиченко (а Безруков — худрук еще и конкретно этой постановки), это должен стать настоящий запутанный интеллектуальный клубок с элементами экшн, где актеры не представляют Фандорина, а в него превращаются. Такая редкость сегодня — достоинство, благородство, верность принципам, все то, что в Фандорине и воплощается (роль эту сыграют Антон Соколов и Александр Соколовский, весьма известные широкой публике по работам в популярных сериалах).
— Детектив — жанр для нас непривычный, — заметил Сергей, — но Фандорина мы любим и очень уж хотим видеть на сцене. Почему нет?
Еще один сюрприз — это сами зрители, которые непременно сядут за школьные парты на следующей премьере под названием «Восемь» (режиссер Анна Горушкина, по пьесе Владимира Зуева о расстреле царской семьи).
— Действительно публика попадет в школу в буквальном смысле слова, — настаивает Безруков, — такое вот интересное решение у Анны. Мы все сядем за парту, все. Актеры, зрители. Это же, по сути, непройденные уроки истории, как по истории обычно и бывает; заново пройдем то, что произошло в 1918 году, это же так важно сегодня».
Худрук добавил, что премьера состоится 20 и 29 октября как раз к 100-летию Октябрьской революции.
— В начале зимы, 1 и 2 декабря мы даем премьеру «Вишневого сада», — продолжил Безруков, — эскиз спектакля был показан летом в усадьбе Станиславского в Любимовке (где родился замысел самой пьесы). Постановка станет столь масштабной, что мы хотим воссоздать сад прямо на подмостках в натуральную величину.
Нет нужды говорить, что «Вишневый сад» станет главным событием сезона в Губернском театре. Равно как и «Снегурочка» по пьесе Островского, которую режиссер Евгений Ибрагимов поставит уже после Нового года.
— А для юных зрителей на зимних каникулах мы выпускаем «Морозко», очаровательную новогоднюю сказку, — пообещал Безруков, — отдельно скажу и по гастролям, их будет традиционно много: театр выступит в семи российских городах (Санкт-Петербург, Красноярск, Воронеж, Сургут, Екатеринбург, Выкса), поедем и в белорусский Могилев.
Ну и отдельной строкой пройдет 80-летие Владимира Высоцкого: в памятную дату, 25 января Губернский дает свой спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» и ни где ни будь, а в Кремлевском дворце, на шесть тысяч человек. В этой работе — и воспоминания современников поэта, фрагменты из писем и дневников: образ великого актера исполняет не какой-то конкретный артист, а он возникает сам собой из разных скетчей, этюдов, мизансцен, малоизвестных эпизодов из жизни Высоцкого…
Слово «зритель» звучало на сборе труппы куда чаще, чем на подобных мероприятиях в иных театрах. Неудивительно. Зритель тут — главный герой, и ради него даже развернули красную ковровую дорожку на спектакле-открытии, на ту самую «Увертюру…», мало того — по дорожке прошло дефиле из персонажей разных спектаклей театра. Ведь для Губернского очень важно правильно публику настроить, поднять тонус, вот почему сюда хочется приходить снова и снова.