«Бич» подбросил дровишек в «разогрев прошлого»
Понятно, что события революции 1917 года затронули все сферы жизни в стране и четвертая власть не могла оставаться в стороне: задачей журналистов было в том числе создание негативных образов политиков методом «демонизации». 27 июля в здании редакции «Нашего наследия» открылась выставка «Высмеять всё!», которая продлится всего несколько дней. Экспозиция представляет избранные номера изданий «Бич» и «Новый Сатирикон» из коллекции известных собирателей Алексея и Сергея Венгеровых.
Коллекция Венгеровых уникальна: они собрали весь «Бич» и весь «Новый Сатирикон». Такого богатства нет даже в Исторической библиотеке. Номера показаны последовательно: от отречения Николая II до дней Октябрьского переворота. Кстати, страницы изданий, представленные на выставке, в прекрасном состоянии.
— Эта выставка — историко-документальная, но в то же время она имеет художественный смысл, — делится мнением куратор мероприятия Алексей Савельев. — Многие выдающиеся графики, работавшие над «Бичом» и «Новым Сатириконом», продолжили свою деятельность в советской печати. Нашу выставку можно трактовать как историю советской карикатуры и плакатов.
В экспозиции представлен даже «Специальный номер о попах» (самоназвание), главная цель которого богоборческая сатира и антицерковная пропаганда. «Бич» высмеивал саму суть религиозных учений, но особенно досталось священнослужителям: их сравнивали с пауками, завлекающими мух, то есть верующих.
— В этом «специальном» номере очень много отсылок, — рассказывает Савельев, — карикатура на обер-прокурора Львова, использование библейских сюжетов… Это повторялось и в других номерах — звучала постоянная антиправославная тема.
Осмеянию были подвергнуты и члены императорской семьи: Николай II, великий князь Николай Николаевич, вдовствующая императрица Мария Федоровна… Все они после отречения стали предметом насмешек и мишенями для карикатур. В последнем номере «Бича», представленном на выставке, сатирически изобразили и Троцкого: его сравнили с «вошью на голове пролетариата».
— Издание было бесцензурным, — продолжает Савельев, — на каждом номере две нумерации: одна — сквозная, а вторую начали ставить после отмены цензуры. Пресса показывала, что она может, когда ничем не скована.
Самые ценные экспонаты спрятаны в витрине. Это три журнала, выходивших уже после революции, но все еще сохранивших сатирические нотки. Одно из изданий выпускалось для женщин, в другом преобладала снова антицерковная тема.
— У нас общество очень разогрето по отношению к своему прошлому, — объясняет куратор выставки, — журналисты сыграли огромную роль в развале империи. Поэтому наша задача — показать революцию с необычной точки зрения, так, как она выглядела в те времена в СМИ.