Больная Пугачева мерзла на крыше: Юрий Аксюта о цене успеха

Первый канал празднует первую победу в новом году. Задача завладеть молодежной аудиторией в новогоднюю ночь, судя по опубликованным рейтингам и исследованиям, выполнена. Именно к этой цели и стремились. Само телевизионное шоу вышло из студийных павильонов на натурные просторы обновленной Москвы, что стало предметом отдельной гордости создателей — не столько из-за красоты, сколько из-за усилий, потраченных на увековечивание этой красоты и достигнутого результата. Однако избежать скандалов все равно не удалось.


фото: 1tv.ru

Ёлка на новогодних съемках Первого канала.

Скандалы подкрались с неожиданной стороны — не от недовольных телезрителей, громкое ворчание которых в прошлом году и заставило Первый канал выступить в этот раз с собственным «ответом Чемберлену» в виде «обновленной» концепции, а от некоторых звезд эстрады, павших жертвами народного голосования. Подвести итоги новогодней ночи и разбора полетов, которыми пестрело медийное и сетевое пространство все праздничные дни, «Звуковая дорожка» попросила главного продюсера музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрия Аксюту, поскольку первоисточник всегда ценнее любых самых надежных утечек и изысканных предположений.

* * *

— Происходит смена поколений, меняются музыка и вкусы, — предваряя погружение в нюансы, размышлял г-н Аксюта и быстро перешел к сути: — На мой взгляд, прошлогодние претензии (к Первому каналу) были не совсем справедливы и честны, потому что мы и раньше, делая «Новогоднюю ночь», пытались учесть интересы в том числе молодежной аудитории. В прошлом году была группа «Ленинград», например, с двумя песнями, Юлианна Караулова, Егор Крид, Полина Гагарина и т.д. В этом году мы пошли дальше, чтобы уж до конца рассеять все сомнения скептиков, — решили провести социальный опрос вкусовых и музыкальных пристрастий людей с помощью социальной сети «Одноклассники» и попросить их проголосовать за любимых артистов.


фото: 1tv.ru
Юрий Аксюта.

— И критики состроили тут же не менее скептичные гримасы, вычисляя, в каком веке эти люди были одноклассниками… Почему был выбран именно такой ресурс?

— «Одноклассники», наверное, самая представительная соцсеть, в которой, как и среди зрителей Первого канала, наиболее широко представлены все слои российского населения. Нам же важна не абстрактная истина, к которой можно бесконечно приближаться и никогда не приблизиться, а вполне практические и мотивированные решения. Вот мы такой опрос провели и решили, что 30 лидеров голосования автоматически приглашаем в новогодний эфир.

— И тут, насколько я знаю, забунтовали уже не телезрители, а некоторые популярные артисты…

— Да, некоторые артисты с обидой говорили мне: а вы же мою фамилию в списке не указали! Но мы не составляли никаких предварительных списков, вот в чем дело. В этом и была идея, нас в прошлом году критиковали за то, что мы, дескать, не тех и не так взяли. Шорт-лист для голосования был составлен на основе музыкальных предпочтений аудитории ОК. Пользователи отмечали в этом шорт-листе тех, кого лично они любят больше. Скажем, любят они певицу Славу, и певица Слава попадает в число 30 лидеров. Или, например, Юрий Шатунов, который тоже туда попал. 

— На всех ретрофестивалях под «Белые розы» народ до сих пор колотится в страшной истерике, между прочим. Но снова дилемма — модная музыка или «лучшее, любимое, только для вас»? Как вы для себя ее решали, чтобы всем угодить?

— Четкого ответа на это ни у кого пока нет, даже если кто-то говорит, что есть. В нашем же случае, так как номеров в новогодней программе в итоге предполагалось подготовить, естественно, больше тридцати, мы решили сделать микс из тех артистов, которые заняли эти первые 30 мест, и из других, не менее достойных, которые, как мы считаем, обязательно должны быть в праздничном музыкальном эфире, потому что это новогодняя ночь для всей страны, а не для одного танцпола в модном молодежном клубе. Этим артистам придумывали либо специальные номера — тому же Валерию Меладзе, Иосифу Кобзону, — либо брали их самые популярные песни. И они создали замечательное новогоднее настроение, подарили зрителям хорошую музыку. Как показали дальнейшие исследования, на этих номерах зритель не то что не переключался, а наоборот, прирастал к нашему эфиру. В то же время исследования показали, что мы омолодили нашу аудиторию за счет популярного актуального материала, то есть решили задачу, которую перед собой и ставили. Многие песни, которые звучали в Новый год, самые ротируемые сейчас на популярных музыкальных радиостанциях. А молодежная это музыка или не молодежная — вопрос риторический, поскольку понятие «молодежь» тоже весьма обтекаемо. Мы выиграли новогоднюю ночь не только среди всех российских зрителей до 60 лет! Не только в категории «14–59», что очень важно для нас, поскольку это целевая аудитория Первого канала! Но также во всех более узких и более молодежных сегментах аудитории. Это не значит, что мы не любим или пренебрегаем более старшим зрителем, не дай бог. Но для молодых работать сложнее — у них сейчас слишком много альтернативных телевидению развлечений. Более того, в Новый год телевизор смотрят все — независимо от возраста. При этом человек не обязательно пялится в экран, телевизор работает в фоновом режиме. Вопрос только, на каком канале он включен.

— Мне-то вообще кажется, что все эти волнения из-за новогодних эфиров какие-то надуманные, а все скандалы закатывают как раз одинокие неудачники, которым в Новый год и заняться-то нечем, кроме как пялиться в ящик. Ну какая разница, что и как там показывают?! Это же не конкурс, не фестиваль, не «Евровидение» даже, не событийное мероприятие, где действительно важно следить, наблюдать, оценивать… Не музыкальные же судьбы года решаются, когда вокруг все пьют и уплетают оливье?

— Я тоже не припомню, чтобы в каких-то других странах новогодние развлекательные передачи становились бы предметом таких бурных общенациональных дискуссий. Но у нас это традиция. Она идет из прошлого, из времен СССР. Артисты, особенно старшего поколения, приучены всей своей профессиональной жизнью обязательно участвовать в новогодних программах. Для них тогда это действительно было статусным моментом карьеры, фактом народного признания, свидетельством того, что они занимают почетное место в иерархии официальной эстрады и т.д. Это был некий итог творческой деятельности за год и означало, что они не только популярны, но и допущены, что важно, что они на плаву и востребованы зрителем. И с тех пор все отдают дань этой традиции.


фото: 1tv.ru
Братья Кристовские (Uma2rman) с коллегами создали атмосферу домашнего уюта.

— Чисто российская ритуальная клоунада с постсоветским душком? Типа бессмысленных, но ярких большевистских звезд на царских башнях Кремля в окружении православных крестов, да?

— Просто желание обязательно быть в эфире на Новый год как устоявшаяся и даже культовая традиция. В Новый год количество музыкальных программ на всех каналах резко возрастает. И у зрителей на самом деле выбор колоссальный. Смотри что хочешь — в соответствии со своими желаниями, ощущениями, настроениями: от модных видеоклипов альтернативных исполнителей до ретрофестивалей…

— А результат всей бучи, разыгравшейся в прошлом году, в том, что в итоге все те же и были, плюс-минус какие-то сезонные вкрапления. Собственно, как всегда…

— А марсиан у нас нет. Музыкальный ландшафт страны — тот, какой есть. Вот в этом году мы пригласили в новогодний эфир победителей народного голосования, но люди опять же выбирали не из марсиан, а из действующих артистов. Итак, мы в Новый год обновили состав исполнителей и репертуар, пересмотрели соотношение между, так скажем, возрастными артистами и молодежными. Кроме того, мы предложили зрителю совершенно другую картинку. 

— Что действительно ослепляло, так это картинка, прямо агитка туристического департамента «Welcome to Moscow»! Бедные артисты действительно мерзли на улицах или оттарабанили на хромакее в студии, как утверждают «разоблачители»?

— Никакого хромакея, конечно, не было и быть не могло. Все было по-настоящему. Это, кстати, бросалось в глаза. В этом году идея Константина Эрнста заключалась в том, чтобы вынести практически все новогодние съемки на открытый воздух. И мы с генпродюсером Александром Файфманом нашли и задействовали буквально десятки локаций, самые знаковые места — Красная и Манежная площади, Большой театр и ЦУМ, ВДНХ и парк Горького, Зарядье, Музеон, Патриарший мост и другие. На самом деле это была фантастически сложная задача — к достаточно ограниченному времени добавились еще погодные условия, потому что снега в Москве за исключением одного-двух дней не было вообще.

— А так бы заморозили всех…

— Наши артисты героически держались. Все зажглись идеей, поскольку понимали, какую уникальную можно сделать съемку: совершенно другая атмосфера, настроение, пространство. Никто не капризничал, все были увлечены работой и довольны результатом. Это даже видно по выражению лиц в кадре. Тем более что работали они с режиссерами высочайшего класса, которых прекрасно знают по концертным съемкам и по работе над собственными клипами: это телевизионный режиссер Роман Бутовский, режиссеры-постановщики Андрей Сычев, Алексей Голубев, Александр Гришаев с супругой Ниной, Илья Глазунов, Феликс Михайлов. В итоге мы сняли в локациях Москвы 64 музыкальных номера!

— Честно говоря, я все-таки надеялся, что хотя бы Аллу Пугачеву вы поберегли и снимали в студии…

— Нет, это была крыша отеля, там как раз было особенно ветрено и холодно, Алла Борисовна была простужена, но стойко вынесла все. Причем сама принимала участие в построении и потом в монтаже практически каждого кадра. За что я, конечно, безумно ей благодарен. Мне кажется, она осталась очень довольна результатом, это действительно была эксклюзивная работа с песней «Я летала», получился фактически видеоклип.

— А вы не люди, вы звери. А кабы колючим зимним ветром сдуло с крыши наше нацдостояние?

— Там были высокие барьеры… Но в данной ситуации все, в том числе и Алла Борисовна, исходили из того, что главное не процесс, а результат. Это настоящий профессиональный подход с ее стороны.

— Никто не заболел в результате вашего креатива, не попал в больницу?

— Все здоровы, слава богу.

— Как здравомыслящие люди вы же наверняка понимали, что, несмотря ни на какие опросы, реверансы критикам, новации, локации, Пугачеву на крыше, хор недовольных «всем этим отстоем» так или иначе тоже исполнит свою традиционную новогоднюю песню? Независимо от результата, рискну предположить…

— Естественно. Мы уже в начале разговора немного коснулись этого. Вот ворчат: тот не нравится, этот не нравится. Вопрос: а кого они тогда хотят увидеть или что услышать? Ответа нет. Давай проведем гастрономическую параллель: новогодний стол состоит не из одного блюда, пусть это даже черная икра. Так вот музыкальный новогодний стол — это мозаика, калейдоскоп! Многообразие вкусов, трендов, традиций, новшеств, темпераментов, артистических харизм. Но очень важен правильный и грамотный баланс, чтобы, условно говоря, Кобзон не противопоставлялся Криду или дуэту Артик и Асти. И этому мы тоже уделили внимание. У нас на проекте, на минуточку, работали пять разных режиссеров, каждый со своим творческим почерком, авторской стилистикой, собственным пониманием того, как все должно смотреться на экране. Все это заслуживает, на мой взгляд, более объемного и объективного анализа, а не банальных пинков уровня «все плохо».

— Ты вспомнил про советские корни новогодней телевизионной традиции. Не кажется ли, что именно апелляция к такому прошлому и мотивирует сторонников «теории отстоя»? И уже не важно — есть ли баланс вкусов и трендов, хорошая песня или плохая… Есть ли вообще выход из этого хоровода вокруг прошлых традиций и нужен ли он?

— Мне кажется, что формулировка «отстой» характерна для людей, которые не вышли еще из состояния юношеского максимализма. Они могут быть, кстати, самого разного возраста. Но в основном это молодые люди, за плечами которых 14–18 лет жизненного опыта, и отстоем у них считается все, что выходит за рамки того, что им знакомо и понятно. То есть «отстой» для них — это «не мое». Важно, чтобы они имели возможность не смотреть, не слушать то, что не любят, а смотреть и слушать то, что любят, хотят, что ими востребовано. Раньше с такими возможностями действительно была большая проблема. Сейчас, к счастью, такой проблемы нет. Если же ты работаешь с современной музыкой, то надо ее хотя бы понимать, а нравится или не нравится — это уже не профессиональная категория. Когда я работал на радио, у нас в редакции висел очень хороший слоган: «Нравится песня — слушай дома». Это был и принцип работы. Ориентироваться надо на слушателей, что и делает весь современный шоу-бизнес. И не только отечественный.

— В общем, сами вы довольны и удовлетворены тем Новым годом, который устроили зрителям?

— Судя по рейтингам и комментариям, довольны не только мы, но и зрители. Это был фантастический эксперимент. Такого Нового года мы никогда еще не делали. Говорю как человек, который этим занимается на протяжении многих лет.

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram