Валерий Гергиев объявил о появлении двух новых номинаций духовиков
Прошло 60 лет с момента первого конкурса имени Чайковского (КЧ), — и вот духовики дождались своего часа. В воскресенье в московской филармонии собрался Оргкомитет будущего 16-го КЧ во главе с Ольгой Голодец и Валерием Гергиевым. И вот они-то впервые вынесли на обсуждение новую идею — добавить к традиционным специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, вокал) еще две новые номинации духовых. Почему две? Всё просто: есть медная группа (валторна, труба, туба, тромбон), а есть деревянная (фагот, кларнет, гобой, флейта), — понятно, они могут соревноваться друг с другом только в рамках своих групп.
— Вот здесь будьте внимательны, — комментирует бессменный сопредседатель Оргкомитета КЧ Валерий Гергиев, — у нас не появится дополнительно восемь золотых медалей, но только две — по одной для каждой группы духовых.
Вообще же идея стала, своего рода, сенсацией.
— Я считаю, эта новость, — продолжает Гергиев, — будет громадным стимулом для будущих, с одной стороны, солистов, а с другой, вы прекрасно знаете, что почти все лучшие флейтисты, гобоисты, валторнисты работают в оркестрах. Поэтому тут престиж не только солиста, но и того коллектива, который он представляет или где потом будет работать. Уверен, что среди будущих музыкальных открытий будут и американцы, и европейцы, и в Азии очень развиваются духовые инструменты. Но и у нас есть звездные духовики, которые работают в лучших оркестрах по всему миру.
Объявляя о новации, Валерий Абисалович сделал беглый анализ всех специальностей, исходя из опыта последних двух конкурсов, на которых он председательствовал:
— Вокал: сегодня российские певцы едва ли не доминируют на мировой сцене. Поверьте мне как руководителю крупного оперного театра: это не фантазия, а факт. Далее, фортепиано: сегодня пианисты, получившие путевку в жизнь на нашем конкурсе, утверждают себя на многочисленных сценах Европы, Азии, Северной Америки. Вот Даниил Трифонов — лидер огромной, многотысячной армии пианистов, грандиозное дарование, и наш конкурс вознес его на твердую высоту Также мы в меньшей степени волнуемся за виолончель. Но я не наполнен избытком энтузиазма по поводу скрипачей. Увы, это горькое заключение: ни прошлый конкурс, ни позапрошлый не выявили золотых медалистов по специальности «скрипка».
Гергиев заметил, что никто не может руководить членами жюри, да и не должен, но, может, прежних молодых скрипачей оценивали слишком жестко? И теперь серьезная задача Оргкомитета — тщательно отобрать будущих участников, ну не может такой грандиозный форум как конкурс Чайковского в третий раз подряд прийти к выводу, что в мире не осталось по-настоящему ярких скрипачей!
— Это, — резюмировал Гергиев, — будет и несправедливо и глупо. Я уверен, что предстоящий 16-й конкурс выявит яркого исполнителя и не одного.
Единственное, надо пересмотреть формат конкурса с точки зрения его протяженности. Словами Гергиева, ни один из участников двух последних конкурсов не дошел до последнего выступления без потерь. От них требуется запредельный ресурс выносливости (включая и предварительные туры). Шутка ли: подготовка к КЧ занимает долгие месяцы, а сам конкурс — еще, считай, месяц.
— Вот мы и получаем к финалу эффект «отжатого лимона», — сожалеет Валерий Абисалович, — даже столь одаренный Даня Трифонов, слава богу, играл именно концерт Чайковского и хорошо, что успешно его доиграл. А до этого прошел через совершенно невероятные физические испытания. Ресурс людской и время — не безграничны. Надо конкурс провести более собранно…
На это замминистра культуры Александр Журавский приводит конкретные предварительные цифры:
— Итак, нам удалось на 6 дней сжать график проведения КЧ. Что, в частности, позволяет членам жюри пианистов присутствовать в течение всех 10 дней, а это реальный срок для того, чтобы выдающиеся личности — очень занятые — могли присутствовать весь срок. Предварительные слушания можно будет начать с 11 по 16 июня, а сам конкурс — с 17 по 27 июня 2019 года. Соответственно, церемония награждения — 28 июня. А 29-го — гала-концерт сначала в БЗК в Москве, а затем 30-го — гала в Мариинском театре в Петербурге.
Журавский еще раз обозначил, что в конкурсе 2019 года получается шесть специальностей, а разделяются они по столицам следующим образом: виолончель, сольное пение и деревянные духовые соревнуются в Петербурге, а фортепиано, скрипка и медные духовые — в Москве. Кстати, количество допущенных пианистов будет сокращено с 30 до 24 человек, духовиков допустят по 20 от каждой группы, то есть по 20 деревянных и по 20 медных.
Ольга Голодец еще раз вспомнила о Данииле Трифонове, который недавно взял «Грэмми»:
— Эту традицию нужно сохранить и упрочить: чтобы каждый конкурс Чайковского и впредь проводился на столь же высоком уровне, чтобы он был способен открыть новые имена и новые звезды.
— Нам нужно выявить десяток (а, может, и более) человек, которые возглавят исполнительские силы своего поколения, — вторит ей Гергиев, — ведь конкурс Чайковского — это мощнейшая платформа с гарантиями, которые он давал и будет давать.
Гергиев надеется, что процесс удастся организовать таким образом, что около 200 стран мира станут постоянными участниками КЧ.
— Уже достигаются миллионные просмотры, аудитория сравнима с форматом Олимпийских игр или Чемпионата мира по футболу, что ранее казалось немыслимым. И далее интерес к конкурсу будет только расти, в том числе, благодаря нашему глобальному подходу, благодаря появлению новой номинации!