Ван Гог, Матисс, Пикассо: в швейцарских музеях выставили исключительные шедевры
Помимо всего прочего Швейцария — это на редкость насыщенная музейная жизнь. Часто при всей камерности и скромности выставочных пространств проекты здесь демонстрируются высочайшего уровня: визуальное пиршество гармонично сочетается с многослойными концепциями и техническими изысками. Нынешний выставочный сезон — тому пример. Итак, за какими шедеврами охотиться в Швейцарии по весне?
«Белая и черная» Феликса Валлоттона. Фото предоставлено пресс-службой музея.
«От ваг Гога к Сезанну, от Боннара к Матиссу» в Художественном музее Берна до 15 апреля. Сто шедевров французского и швейцарского искусства, начиная с постимпрессионизма, были собраны в первые десятилетия ХХ века четой Хеди и Артуром (преуспевающий офтальмолог) Ханлозер для украшения семейной виллы «Флора» в швейцарском городке Винтертур. Сейчас особняк, с 1995 года работающий как музей, находится на реставрации, благодаря чему коллекция гастролирует по Европе. Собрание супругов началось с работ их знаменитого соотечественника художника Фердинанда Ходлера (1853-1918). Затем последовала 20-летняя история знакомства с творчеством других художников с ярко выраженным стилем и приобретения их работ: Феликс Валлоттон, Пьер Боннар, Анри Матисс, Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Винсент ван Гог, Одилон Редон, Анри Тулуз-Лотрек, Жорж Руо… Вся история искусства того времени поселилась на вилле «Флора», а Боннар и Валлоттон были ее постоянными гостями. Среди самого-самого кураторы выставки выделяют бронзовую «Помону» Аристида Майоля («сестру» скульптуры из ГМИИ им. Пушкина), полотна «Похищение Европы», «Белая и черная» Валлоттона (создана под влиянием «Олимпии» Эдуарда Мане), «Сеятель» ван Гога, символистский «Вид на массив Юнгфрау из Мюррена» Ходлера, «Равнина в Провансе» Сезанна. Этим проектом Художественный музей Берна напоминает, что в ХХ веке Швейцария вовсе не была культурной провинцией. Хотя кто бы сомневался!
«Копф» Георга Базелица. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Георг Базелиц в Кунстмузеум (Базель) до 29 апреля. Язык не поворачивается назвать графикой сотню произведений абсолютного классика искусства ХХ века Георга Базелица, которому только что исполнилось 80. О его крупноформатных многоцветных рисунках, созданных за более чем полвека, — только уважительно: «работы на бумаге». По сути, все творчество фигуративного экспрессиониста Базелица: «Голова», «Крест», «Нога», «Художник» и особенно перевернутые изображения — говорит об одном. Это спрятанный за самоиронией тревожный и вечный вопрос, прежде всего, самому себе, но и коллегам: зачем я каждое утро прихожу в мастерскую, что я могу сказать этому миру? Первая выставка Базелица в Кунстмузеуме состоялась почти полвека назад. Тогда художник подарил музею 25 листов, с тех пор коллекция постоянно пополняется его работами. Набрался материал для серьезной выставки. Одновременно с Кунстмузеумом фонд Бейелера в том же Базеле показывает грандиозную ретроспективу живописи Базелица. Российские зрители могут знать творчество мастера по его московской выставке, которая прошла 20 лет назад в Малом Манеже, или питерской с характерным названием «Как это начиналось… Живопись и графика последнего двадцатилетия», которую Русский музей показал в 2015-м.
«Она» Тулуз-Лотрека. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Тулуз-Лотрек в выставочном пространстве Пьерра Джанадда (Мартиньи) до 10 июня. Впервые в Европе выставляется частная коллекция афиш и постеров легендарного французского художника Анри де Тулуза-Лотрека. Она состоит из 120 работ плодотворного для артиста периода пристального наблюдения за жизнью Парижа конца ХIX века. Изюминка проекта — ряд картин и эстампов современников и друзей Тулуза-Лотрека, среди которых неизвестное до сих пор полотно Луи Анкетена, афиша кабаре «La tournee du Chat Noir» Теофила Стейнлена и ранний Пикассо. Приятным дополнением для знатоков станет исключительный по качеству и редкости автопортрет художника, который музей достал из своих фондов.
Фрагмент копии гробницы фараона Сети I. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Гробница фараона в Базельском музее древностей до 6 мая. Показ полномасштабных копий двух помещений из гробницы фараона Сети I, правившего Египтом приблизительно в 1290–1279 годах до н. э, без ложной скромности можно назвать сенсационным. При помощи технологий сканирования и 3D-печати воспроизведены так называемый зал Красавиц и погребальная камера с колоннами. Документальными свидетельствами того, как гробница выглядела в начале XIX века, служат акварели Бельцони, фотографии Гарри Бертона дают представление о ее сохранности в начале XX века, а копия отражает ее нынешнее состояние. Сразу после обнаружения памятника египтяне стали проникать туда, продавая украденные фрагменты — впоследствии они оказались в ряде музеев. Копии этих фрагментов есть на выставке. Эксклюзива ей добавляет и то, что 30 лет назад власти Египта закрыли гробницу для публики. Впрочем, побывать там все-таки возможно, если заплатить за вход огромные деньги. Копии принадлежат Египту, который планирует установить их на въезде в Долину царей. Специалисты создают сейчас факсимиле зала, где находился гроб Сети. Совместно с египтянами базельский музей намерен организовать более развернутую выставку копий, что позволило бы продолжить этот проект без привлечения государственного финансирования.
Бэкон и Джакометти. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Бэкон и Джакометти в фонде Бейелера с 29 апреля по 2 сентября. Авторитетные музейщики пытаются доказать, что двух суперзвезд искусства ХХ века многое объединяло. Для этого собрана сотня произведений: Фрэнсиса Бэкона — из Чикагского института искусств, Музея современного искусства в Нью-Йорке, парижского Центра Помпиду, швейцарских собраний; Альберто Джакометти — из богатейшей коллекции его фонда. У художников действительно много общего (странно, что ранее это не становилось предметом анализа): интерес к изображению человеческой фигуры и лица на грани фигуративного, внимание к наследию мастеров прошлого. Оба мэтра работали в крошечных мастерских, где из случайного хаоса рождались выверенные закономерности модернизма. И конечно, их объединяла Изабель Росторн, художница, модель, муза обоих и некоторое время спутница жизни Джакометти. Но кураторам этого мало: они сближают художников и как исследователей темных сторон сексуальности, одиночества, меланхолии и даже склонностям к излишествам. Именно Бэкон и Джакометти сделали фигуру художника в ХХ веке экстремальной, пограничной между нормой и отклонением от нее. Они и здесь были первыми.
«Эмоция» Фердинанда Ходлера. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Фердинанд Ходлер в Музее искусства и истории Женевы до 30 декабря 2019 года. Стартовал официальный Год Фердинанда Ходлера, приуроченный к столетию с момента смерти, пожалуй, самого известного художника Швейцарии. Здесь хранится солидная часть его наследия: 150 картин, скульптура, 800 рисунков, эскизов и эстампов и даже изысканная мебель. Музейщики пообещали заинтриговать посетителей нестандартным показом знаменитых работ мастера и рассказом о его жизни, творчестве и о той непростой исторической обстановке, в которой он творил. Центральное событие программы — выставка «Ходлер/ Параллелизм» в Музее Рат (20 апреля — 19 августа). Совместную с художественным музеем Берна экспозицию посвятят воплощению разработанной Ходлером теории параллелизма, которой соответствует стиль симметрично-параллельного расположения фигур в танцевальных или ритуальных позах.
Марка с принцессой Дианой. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Редчайшие марки в Музее коммуникаций (Берн) до 8 июля. В 1843 году Швейцария стала второй после Великобритании страной в мире, принявшей решение о введении регулярного обращения почтовых марок в качестве оплаты услуг почты. Самые старые экземпляры швейцарских марок являются одними из наиболее ценных и востребованных в мире филателии. В этом году страна отмечает 175-летие со дня введения в обращение самой первой швейцарской почтовой марки. В Музее коммуникаций проходит выставка, где можно увидеть редчайшие экземпляры марок. Среди экспонатов — редкая марка, эскиз для которой разработан Фердинандом Ходлером. Сначала его проект был на конкурсе в 1901 году отвергнут жюри, но позже, в 1937 году, именно на основе этого эскиза была выпущена специальная почтовая марка, доходы от продаж которой шли, кроме прочего, на цели финансирования вооруженных сил страны.