В Венеции цитируют Ленина и используют имя Михалкова

В конкурсе 74-го Венецианского кинофестиваля показали фильм Гильермо дель Торо «Форма воды». Теперь уже нет сомнений в том, что знаменитый создатель «Лабиринта Фавна» увидел советский фильм «Человек-амфибия» Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского по фантастическому роману Александра Беляева и вдохновился.


Кадр из фильма «Форма воды».

Существо с жабрами в версии дель Торо не так прекрасно, как советский артист Владимир Коренев, сводивший с ума женскую половину СССР. Живет оно только в соленой воде, иначе — смерть. У ихтиандра (будем его называть так) — бездонные глаза. В минуты возбуждения он светится синими огоньками, как новогодняя елка. И хотя он не красавец, найдется и у него пассия — некрасивая и немая уборщица Элиза из лаборатории, где содержится диковинный «зверь». Мужчины из трудового коллектива как женщину ее не воспринимают. Один из них, похожий на терминатора, без всякого стеснения справит нужду в писсуаре на ее глазах. Жизнь Элизы ничем не примечательна. По утрам она варит яйца, мастурбирует в ванной с водой (этот опыт потом ей пригодится), потом что-то моет и скребет в лаборатории. Она проявит участие к несчастному слизкому существу, над которым измываются, станет кормить его яйцами, включать виниловые пластинки. Надо сказать, что ихтиандр окажется склонен к искусству. И музыка ему нравится, и первое, что он сделает, оказавшись на воле, — отправится в кинотеатр и замрет перед экраном. Тот же кинозал потом затопит уборщица, наполнив ванную комнату водой для полноценных занятий любовью со своим склизким избранником. А поскольку события происходят в разгар «холодной войны», то как тут обойтись без русских. Наши славные парни во главе с неким лысым — Никитой Михалковым (имя персонажа) — замышляют недоброе: убийство ихтиандра. Но в семье не без урода. Один из них, Дмитрий, поднабрался на чужбине опыта и считает, что есть чему подучиться у американцев. Но вымышленный Михалков пресечет опасные настроения: «Нам американцы нужны не для того, чтобы у них учиться». Как говорится, не прошло и полвека. Все это произносится на ломаном русском языке, а потому вдвойне смешно. Русские входят в сговор с немой уборщицей и похищают чудище. Они используют «израильскую игрушку» — детонатор, взрывают все к чертовой матери (чего от нас еще ждать), а Элиза под грудой тряпья вывозит мужчину своей мечты за пределы лаборатории. Но убийство не состоится — Дмитрий даст слабину, но отчитается о проделанной работе, наврав с три короба про вскрытие. На вопрос Михалкова о том, что там у этой твари внутри, процитирует Ленина: «Нет пользы от рыбы, оставшейся с прошлой недели». Михалков удивленно переспросит: «Ленин так сказал?» Эта картина совершенно детская и наивная, и непонятно, намеренно ли дель Торо сделал некоторых героев карикатурными. Она была бы прекрасна для подростков. Но снизить возрастной ценз не позволят сцены любви с ихтиандром и утренние упражнения уборщицы в ванной.

Конкурсные показы проходят во дворце, построенном еще при Бенито Муссолини. В этом году он радикально преобразился. На смену многолетнему одеянию, полыхавшему красными сердцами, пришло белоснежное убранство невесты с прозрачными шарами, весьма изысканное и аристократичное. А вот новая заставка фестиваля, которую показывают перед каждым сеансом, сопровождается улюлюканьем.

1 сентября в программе «Венецианская классика» покажут отреставрированную советскую ленту «Иди и смотри» Элема Климова 1985 года. На ее восстановление «Мосфильму» потребовалось четыре месяца. Отборщики Венеции считают ее самой сильной картиной о войне. Элем Климов — дитя войны. Родился он в Сталинграде, где спасся во время артобстрела за памятником Ленину. А с осколком ниже подбородка, полученным во время мальчишеских игр с оружием, прожил 11 лет.