В городе Валлетта показали первый в истории российско-мальтийский балет
Приезжая на Мальту с головой окунаешься в кажется давно исчезнувший мир… Узкие средневековые улочки, высокие крепостные стены, рвы, замки рыцарей, дворец Великого магистра ордена Госпитальеров (или Ионнитов), или дворец Великого Инквизитора – все это воочию можно увидеть на Мальте… В удивительный и мифический мир средневековья, рыцарей и их прекрасных дам, рыцарских турниров и крестовых походов здесь можно погрузится на каждом шагу… Вот и премьера совместного российско-мальтийского спектакля «Хрустальный дворец» поставленного в столице Мальты древнем городе Валлетта к 50-летию дипломатических отношений между Россией и Мальтой проходит в здании, которое рыцари-иониты построили в 1574 году.
Фото: «Мальтийский вестник».
Это был госпиталь (Sacra Infermeria), один из старейших в мире, а по тому времени и лучший в Европе. Теперь это Средиземноморский конференц-центр. Но изваяния рыцарей можно видеть тут на каждом шагу. Внутренний двор госпиталя рыцарей стал концертным залом на 1 400 мест, и в нем проходят самые престижные на Мальте мероприятия.
Балет «Хрустальный дворец» посетила сама президент республики госпожа Мари-Луиз Колейро Прека, которая вышла перед спектаклем на сцену и после прозвучавших гимнов двух государств зачитала приветственное слово. Так что для Мальты премьера этого спектакля событие не рядовое, прошедшее с размахом и готовились к нему самым тщательным образом.
— Почему же российско-мальтийским отношениям всего 50 лет, ведь все мы помним Павла I ставшего Великим магистром Мальтийского ордена еще в 1798 году? – спрашиваю я Алана Киркопа, артистического директора Европейского фонда поддержки культуры, собственно и организовавшего данный проект.
— Дело в том, что с 1800 года в течении 164 лет Мальта была Британской колонией. В 1964 году мы получили независимость от Британии, а в 1967 году были установлены дипломатические отношения между нашими странами.
Хотя первый задокументированный контакт между Россией и Мальтой датируется еще 1545-м годом, а первый официальный – 1698-м, то есть эпохой правления Петра I. А активное развитие отношения получили в XVIII веке в период правления Екатерины II и Павла I. Так например посольскую приемную залу в Президентском дворце в Валлетте до сих пор украшает подарок Российской императрицы – ее портрет, выполненный знаменитым русским художником Дмитрием Левицким. После революции 1917 года на Мальте обрели пристанище представители российской знати и дворянства, среди которых была княжна Наталья Путятина, открывшая первую на острове балетную школу. Так что связи двух стран, действительно давние.
Теперь на Мальте таких хореографических школ более 50 и лучшие ученики первой на острове Brigitte Gauci Borda Scholl of Ballet, основоположником которой и была княжна Путятина, приняли участие в спектакле «Хрустальный дворец». И название этого балета, как видим, повторяет название одного из популярнейших балетов Джорджа Баланчина…
Фото: «Мальтийский вестник».
Балет создан по специально написанной для него музыке мальтийского композитора Александра Шора. А это случается не часто. Шор, кстати, уроженец СССР (на Мальте вообще существует очень крупная русская диаспора) и его музыка к «Хрустальному дворцу» исполнялась Мальтийским филармоническим оркестром под управлением дирижера Большого театра Павла Клиничева. А главное её достоинство — мелодичность. Не чуждается автор «Хорошо темперированного шансона» (было у Шора и такое сочинение для фортепиано) и юмора: иногда в его партитуре нет-нет да вылезают мелодии, напоминающие детскую песенку «Жил был у бабушки серенький козлик» или «Таганка».
Причем музыка к балету, которая у публики имела большой успех, презентовалась на Мальте ещё и на прошедшем за день до мировой премьеры концерте талантливого арфиста Александра Болдачева, того самого, которого в неосуществленном, но уже скандально-известном на весь мир балете Большого театра «Нуреев» занял Кирилл Серебрянников и Илья Демуцкий. Болдачев самостоятельно переложил музыку «Хрустального дворца» для арфы и побаловал ей почитателей своего таланта
Роль первой скрипки в этом мультижанровом мальтийско-российском проекте сыграли знаменитые российские танцовщики. Ведь в области балета, как известно, Россия до сих пор «впереди планеты всей». Причем Россия для Мальты не поскупилась — главную партию танцевал приглашенный солист Большого театра, театра Ла Скала и Баварского балета, зкс-премьер Американского театра балета (ABT), премьер Михайловского театра в Санкт-Петербурге и одна из самых ярких звезд мирового балета Иван Васильев. Причем танцевал блистательно, являя перед мальтийским зрителем все чудеса своей великолепной и знаменитой на весь мир техники – гигантские прыжки с зависанием над сценой а-ля Нижинский, вихревые вращения и пируэты с подпрыгиванием и подгибанием ноги (в исполнении Васильева видел этот трюк впервые) и прочий сногсшибательный ассортимент своих фирменных па и элементов «ультра си», которыми в избытке сдобрил его партию Шута балетмейстер Александр Сомов…
А история, рассказанная в балете «Хрустальный дворец» режиссером спектакля Екатериной Мироновой, занимательная во всех отношениях. Она взята из времен императрицы Анны Иоанновны и зарождения русского балетного театра. День рождения русского балета — это создание в Санкт-Петербурге в 1738 году французским балетмейстером Жаном Батистом Ланде «танцевальной школы», то есть первого в России балетного училища, будущей вагановской Академии. На сцене появляется и сама Анна Иоанновна (актриса театра и кино Мария Порошина выезжает на лошади) и Ланде (Роман Миллер), которому она милостиво разрешает открыть танцевальную школу. Читаются указы, показываются сцены царской охоты (на сцене придворные с настоящими породистыми охотничьими собаками), демонстрируются танцевальные классы (здесь-то и заняты питомцы мальтийской школы), праздники в Летнем саду с плясками шутов и шутих…
Вот тут-то и завязывается настоящая леденящая душу, причем всамделишная история двух влюбленных: шута и шутихи из свиты императрицы. Анна Иоановна помимо танцев обожала шутовские забавы и решила поженить двух влюбленных шутов выстроив для них ледяной дворец со скульптурой, мебелью, спальным ложем и даже цветами сделанными изо льда и заставив жить в нем новобрачных. История взята из популярного исторического романа Ивана Лажечникова «Ледяной дом» и основанная на реальных событиях о ледяной свадьбе шута Михаила Голицина (офицер, происходил из старейшего боярского рода Голицыных, угодил в шуты и получил прозвище Квасник в следствии царской ревности, поскольку был разоблачен как женатый на католичке-иностранке и принявший католичество вероотступник) и шутихе Авдотье Бужениновой (имя получила от любимого блюда императрицы, имела сыновей от Голицына).
Фото: «Мальтийский вестник».
Роль Шутихи прочувствованно станцевала супруга Ивана Васильева солистка Большого театра Мария Виноградова и сцены их с Иваном дуэтов стали лучшими в спектакле, как, впрочем, и сцена «замерзания» в мастерском исполнении примы Большого Марии Аллаш (Королева Бриллиантов) и кордебалета составленного из солистов и артистов других московских театров (в частности Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко).
Что интересно, «Хрустальный дворец» задуман и осуществлен в традициях русского придворного театра XVIII века и первых балетных спектаклей, в которых как известно, с танцами соседствовало пение, произносились драматические монологи и диалоги, читались стихи, применялись спец-эффекты. Так что в соответствии с приемами барочного театра над сценой под собственное пение «Оды к императрице» в балете может взмыть в воздух оперная дива (солистка Большого театра Анна Агланова) изображающая восходящее солнце, или ангельскими голосами запеть мальтийский детский хор Stagecoach Malta, а Мария Порошина играющая императрицу, вовсю произносит тут довольно длинные монологи и отдает приказы («поручить капитан-командору Берингу возглавить Великую северную экспедицию», «пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья, завершить картографирование Курильских островов и найти морской путь к Японии», «набрать мальчиков и девочек способных для танцевального мастерства, отвести для этого комнаты в Зимнем дворце»)…
Главной удачей постановки стали конечно её роскошные декорации и костюмы. Сделанные в стиле барокко, расшитые «каменьями» и созданные по всем правилам и канонам XVIII века камзолы, платья, а также современные балетные костюмы Елены Нецветаевой-Долгалевой исключительно хороши. Художница по костюмам в прошлом солистка Большого театра, и соответственно, как никто понимает хореографическую специфику. Удачно смотрелись и декорации Сергея Тимонина. Порывшись в архивах и изобразив на заднике подлинный несуществующий ныне Летний дворец Анны Иоановны в Летнем саду, сценограф также активно использовал в своем спектакле мультимедийные 3D технологии, создающие историческое пространство и особую атмосферу.
Фото: «Мальтийский вестник».
После спектакля я встретился с исполнителем главной роли в балете «Хрустальный дворец» Иваном Васильевым и поговорил с ним о новоиспеченной постановке
— Погода на Мальте замечательная, море кругом, жара, каждое утро после завтрака иду плавать — говорит мне улыбающийся и довольный Иван только-только оттанцевавший премьеру.
— А купание не влияет на выступление, многие артисты мне рассказывали, что состояние тела, как и в невесомости, несколько меняется и это может сказаться во время спектакля?
— Да ерунда это все! Для артиста с большим опытом это не представляет проблемы и никак не влияет на его танец…
— А как тебе сам спектакль. Интересно было поучаствовать?
— Очень интересная режиссура, мне кажется есть интересные находки, да и вообще, всегда, когда пробуешь что-то новое – мне интересно. Режиссер и хореограф балета придумывали и создавали эти роли специально под нас с моей любимой женой, солисткой Большого театра Марией Виноградовой. А это большая честь для любой творческой личности…
Мне было крайне важно, что в этом спектакле мы будем играть влюбленных с моей любимой женой. Нам нечасто выпадает удача работать вместе на сцене, тем более в полноценном спектакле. Такую возможность нельзя упускать. Мы поженились совсем недавно, но довольно часто приходится расставаться из-за работы. Когда я увидел свою жену в белоснежной фате во время репетиций одной из сцен спектакля, я понял, насколько правильное решение мы приняли, когда дали согласие о совместном участии в постановке.
— Сколько времени вы работали над спектаклем?
— Сложно сказать. В общей сложности это было недели 2-3 максимум. Потом «собирали» его на Мальте.
Фото: «Мальтийский вестник».
— Получается ты участвовал чуть ли не в первом балете созданном на Мальте…
— Это забавно, да и вообще посетить первый раз Мальту для меня было очень интересно. Мало ли как еще сложится…. Я слышал – есть планы чтобы этот проект жил. Мне кажется он удачным, такой формат имеет право существовать… Почему нет? А воплощение исторических событий сегодня вдвойне интересно. Это образовывает разум, интеллект и дарит мудрость.