В Доме Гоголя открылась выставка Петра Оссовского
В выставочном зале Дома Гоголя на Никитском бульваре открылась знаковая экспозиция народного художника СССР Петра Оссовского, ушедшего из жизни в 2015 году. На открытии присутствовала дочь художника Мария Оссовская, родственники, соратники и друзья. Проходило все в теплой домашней атмосфере — некоторые работы, кстати, никогда до этого не выставлялись и были привезены из частной (домашней) коллекции родных. Также в первый раз зрителям продемонстрировали самые ранние, студенческие работы Оссовского. С подробностями — обозреватель «МК».
На стендах за стеклом книги Петра Павловича, на стенах развешаны картины. Датировка полотен варьируется от 1942 до 2015 года, охват монументальный — более полувека истории страны, живописи и художественного мироощущения задокументировано здесь. Тут и пейзажные зарисовки, и групповые композиционные портреты, и эскизы, и портреты людей России. Его работы хранятся в Государственном Русском музее и в собрании Третьяковской галереи. Много картин, связанных с Псковской землей, где «была найдена интонация абсолютного, божественного откровения русской природы». Есть у мастера и своя «Псковская трилогия», хранящаяся в Государственной Третьяковской галерее: «Рыбаки Псковского озера» (1966–1975), «Сыновья» (1969–1975) и «Кузнецы» (1967–1975).
— Свою духовную родину он нашел именно на Псковской земле, той северной земле, которая для него была и вдохновением, и откровением; он очень искренне относился к этим просторам, — рассказывает дочь художника Мария. — Каждый год папа туда приезжал. Он всегда говорил, что люди меняются, а земля, небо, вода остаются — они вечны.
Петра Оссовского называли представителем «сурового стиля» — направления, возникшего в советской живописи в 50–60-х годах и продолжившего традиции реалистической школы. Попытки отобразить жизнь как есть — в лаконичных силуэтах и деталях, в выразительных цветовых акцентах, — свойственны работам художника. Также в представленных картинах можно проследить и их духовное начало. Немало полотен, изображающих храмы, написал мастер — например, на выставке можно увидеть эскизы росписей придела церкви Белая Троица в Твери, датированные 1945 годом, а также эскизы из цикла «Рубежи жизни Родины» (1968 год). Есть в экспозиции и картины, написанные в последние годы художника, в которых таится нечто исповедальное, выстраданное.
«Высшее предназначение русского художника — быть совестью народной, где бы он ни был и ни жил», «Русские люди никогда не смотрят на икону как на нечто красивое, украшающее их жизнь, как сейчас смотрят на изобразительное искусство большинство людей», — зачитывают собравшиеся мысли из записных книжек Оссовского. В них много точного и актуального, отражающего четкую гражданскую и общечеловеческую позицию Петра Павловича, например такие слова: «Я являюсь другом человека при любом режиме. Он бесконечно дорог мне, в каких бы социальных и политических условиях ни жил. Очевидно, именно это обстоятельство и сделало меня художником. Я не искал в режиме удобных ниш, а шел, порой подсознательно, навстречу ему, ища в нем возможность выразить эту любовь, которая защищала меня от многих, порой тяжелых обстоятельств».
Как признается дочь художника, то, что экспонирование состоялось именно в Доме Гоголя, отчасти символично: Петр Оссовский родился на Украине, потому можно предположить, что гоголевские традиции и мировосприятие ему не чужды.
Выставка продлится до 7 января 2018 года.