В Москве открывается новая Симоновская сцена Вахтанговского театра
Москва театральная приросла еще одной площадкой — Симоновской сценой, которая теперь считается неотъемлемой частью Вахтанговского театра. В четверг после капитального ремонта новое пространство открывает двери. Обозреватель «МК» накануне побывала на новой Симоновской сцене.
фото: Марина Райкина
На фасаде четырехэтажного здания на старом Арбате с крана монтируют новые баннеры, проверяют подсветку. Внутри вовсю идут последние приготовления: довинчивают, докручивают, доводят до совершенства. Еще год назад, когда я оказалась в прямом смысле на строительной площадке, трудно было представить, что из развалин бывшего Театра имени Рубена Симонова может получиться нечто невероятное.
Захожу со служебного помещения — и сразу понятно, чей здесь культ: Симоновых, Рубена и Евгения, отца и сына, — тех самых, что приняли Вахтанговский от Вахтангова, развивали его эстетику, всячески заботились о достоинстве и чести дома даже в самые тяжелые времена. Здесь Евгений и Рубен Симоновы везде — на портретах (уже развешаны по всему зданию): в ролях, спектаклях, которые они ставили и которые стали легендарными. Фотографий — множество, а тут откуда-то из глубины возникает сам Симонов, и тоже Рубен, — сын и внук, продолжатель знаменитой династии. Сам уже седой, в высоких ботфортах, белых лосинах и фраке.
фото: Марина Райкина
Он, картинно застыв в коридоре. Репетирует у Екатерины Симоновой, своей дочери. Она — актриса, а композиция «Бал шутов» станет ее режиссерским дебютом и первой постановкой Симоновской сцены. Из-за двери доносится приятная музыка, шум… Туда я еще загляну. А пока — информация о старом/новом здании в центре Арбата от директора Вахтанговского Кирилла Крока. Он отстроил Новую сцену, которая 13 лет считалась долгостроем, а теперь запускает Симоновскую.
— Здесь три с половиной тысячи квадратных метров, — рассказывает Кирилл. — Это здание было построено в 1936 году как школа. Потом здесь были какой-то детский сад, какая-то структура Министерства рыбного хозяйства, но в конце 80-х годов здание отдали Евгению Симонову под его студию — он видел театр еще и как школу, но до торжественного открытия не дожил два месяца…
фото: Марина Райкина
— Раньше Симоновский театр принадлежал Москве. Когда его передали вам?
— Это произошло 31 декабря 2015 года, и фактически за год и девять месяцев мы провели капитальный ремонт с реконструкцией, потому что когда мы сюда вошли и сделали первые обследования (чтобы понимать размеры бедствия), выяснилось, что здание в аварийном состоянии. Под двумя стенами отсутствует фундамент, все в трещинах, стены из силикатного кирпича, так что вести какие-то перепланировки, серьезные ремонтные работы было невозможно. Первые полгода мы занимались проектом, закачивали бетон под фундамент, укрепляли его, заменили полностью все инженерные системы. Как выяснилось, в здании не было городской канализации, и нечистоты из туалетов сливались в пустоты земли улицы Арбат…
Начинаем экскурсионный маршрут, по которому 2 ноября, в день открытия Симоновской сцены, поведут знатных гостей. Первый этаж: правое крыло — служебное, левое — зрительское, а между ними два зала — каждый на 140 мест, но они разной конфигурации. Первый, где сейчас и репетирует свой «Бал шутов» Екатерина Симонова, сделан амфитеатром. А второй — классический, с глубокой сценой, которая заканчивается окном на улицу. Сейчас оно закрыто ставнями, но Римас Туминас попросил Максима Обрезкова, главного художника, ни в коем случае не замуровывать окно: он его хочет использовать в своих постановках.
фото: Марина Райкина
Причем между этими двумя залами нет никакой стены: сознательный отказ играть одновременно на двух сценах (и, соответственно, зарабатывать в два раза больше) ради художественной выгоды: чтобы режиссеры могли моделировать пространство. Вот, например, сейчас, когда актрисы разных поколений нараспев читают: «Мой Арлекин, он мудр и прост» — «Я Коломбина, я жена…», видно, что сцена зала «Амфитеатр» въехала в другой зал и откусила для себя кусочек. Худрук только поощряет такую «захватническую политику».
Идем дальше — из служебной части в зрительскую. Основной цвет стен — синий, кобальт. Почему? Оказывается, это любимый цвет Симоновых: квартира на Арбате тоже вся в таком тоне. По дороге открываем новенькие двери в помещения, пахнущие свежей краской: костюмерная, гримерный цех, терристорная, набитая оборудованием с проводами, гримерные… И вот мы уже на зрительской половине второго этажа — здесь буфет и мемориальная зона Фамилии.
фото: Марина Райкина
Решение Обрезкова интересное: экспозиционные шкафы с костюмами Рубена Николаевича и Евгения Рубеновича, фотографии, манекены — на них вот-вот наденут исторические костюмы. Музыкальные инструменты, письменный стол, ноты, рукописи — все подлинное. Возможно, среди экспонатов появится пьеса «Принцесса Турандот» с пометками самого Вахтангова, которую он в свое время передал своему ученику Рубену Симонову. А вот по центру установлена выгородка — буквально один в один часть рабочего кабинета Евгения Рубеновича.
Надо еще сказать, что часть третьего и четвертого этажей вахтанговцы отдают своему училищу, которому сегодня не хватает площадей. Сейчас строители вовсю готовят классные и репетиционные комнаты, и, как обещал ректор «Щуки» Евгений Князев, к концу марта сюда въедут и студенты.
Первый этаж — зрительское фойе, и опять же портрет Симонова, но в технике граффити. Расставлены столы, повешены афиши — театр еще не начал работать, а репертуар сверстан: пять спектаклей готовы и ждут своего зрителя. Первым дадут «Бал шутов», затем свою работу предъявит драматург Андрей Максимов, выступивший и как режиссер. Пять учеников Туминаса готовят новеллы Стефана Цвейга, а выпускной курс-2016 Александра Коручекова будет играть «Бедность не порок». Как и обещал на старте капремонта Римас Туминас, площадка фокус своего внимания направит на хорошую литературу.
Можно сказать, что открытием Симоновской сцены Вахтанговский завершает формирование театрального квартала, который двумя рукавами разбегается от своего главного дома — Вахтанговского театра — в разные стороны. В театральный квартал на Арбате входят Новая сцена, студия, театральное училище с двумя зданиями, и чуть в стороне — квартира основателя Вахтанговского театра Евгения Багратионовича Вахтангова. И вот теперь — роскошная Симоновская сцена.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram