В Москве продлили выставку итальянского ван Гога
Музей современной истории России продлил работу ретроспективной выставки «Антонио Лигабуэ. Зеркало души» до 20 мая. Работы одного из самых необычных и самых влиятельных европейских мастеров XX века в нашей стране показывают впервые.
фото: пресс-служба Музея современной истории России
Художник и скульптор Антонио Лигабуэ (1899-1965) — один из выдающихся мастеров итальянского искусства ХХ века. Стоящий в стороне от художественных течений и академий, гениальный самоучка, наделенный исключительным талантом, искусствоведы называют его выдающимся экспрессионистом и даже «итальянским ван Гогом» — за буйство красок в его картинах.
В экспозиции — внушительная подборка живописных полотен художника и выразительные скульптурные работы, отлитые в бронзе по оригиналам, которые были созданы из глины реки По.
Непрекращающиеся страдания и боль, нахождение в психиатрической лечебнице и за ее стенами: занятие искусством стало для Антонио Лигабуэ отдушиной, простым и понятным выходом, сутью его существования во внешнем мире. Его жизнь прошла между Швейцарией и Паданской равниной, в общении с миром животных, который художник любил всем сердцем и который он изображал с точностью ученого-анатома: известно, что, перенося на свои полотна буйные краски, погружаясь в экстатическое состояние, он рычал и выл, подражая зверям.
От домашних животных, изображенных на ранних работах, к оскалившимся тиграм, внушающим ужас львам, змеям, хищникам, которые бросаются на жертву или борются за выживание: фантазия преображала леса долины По в настоящие джунгли.
Сильнее всего страдание, не отпускавшее художника всю жизнь, выражено в автопортретах: в них он громко кричит от боли, словно раненый зверь, живопись позволяет измученной душе обрести голос и избавление. Картины Лигабуэ проникнуты тревогой, одиночеством, инстинктивной борьбой за существование, стремлением завоевать место под солнцем, отчаянным желанием обрести любовь и дружбу — то, без чего не обойтись ни одному человеку, в какую бы эпоху он ни жил.