В Московском музее современного искусства зрителю предлагают побыть богом

Современное искусство один из ярчайших способов выражения человеческого «я». Но прежде всего это искусство таинственности. Если Шишкин писал лес, и зритель видел лес, в картинах Айвазовского все предсказуемо видят море, то в произведениях современного искусства мы становимся практически соавторами, находя свой особый смысл в увиденном нами. Вот и Московский музей современного искусства, предоставивший третий этаж здания на Петровке, 25 под персональную выставку Александры Дементьевой «10 инсталляций», приглашает не только увидеть лучшее, что сделала художница за время своего творческого пути, но и прочувствовать, уловить смысл, который несёт каждая инсталляция, а, возможно, и найти новый.


фото: ru.wikipedia.org

Такой вид искусства, как инсталляция был хорошо распространён в постмодернистской культуре. Его создателями были сюрреалисты и в частности Марсель Дюшан, отличавшийся авангардным подходом к творчеству и окружающему мир. В отечественной среде отцом этого жанра принято считать Илью Кабакова, он же ввёл такое понятие как «бытовая инсталляция». Позже, с развитием технологий появились видеопроизведения, созданные при помощи экранов и видео-эффектов, а так же световые инсталляции, в которых вообще отсутствовали какие-либо материальные объекты. Сегодня же инсталляция все еще редкость для московского сегмента современного искусства, поэтому одна из целей выставки- показать этот непростой жанр максимально концентрировано.

Сама художница преследует идею взаимодействия между произведением и зрителем, стирая тем самым границы восприятия.

У инсталляции больше возможностей воздействовать на зрителя, ключевым моментом является прямая вовлечённость в пространство произведения искусства. Посетитель не смотрит на картину – он уже становится частью этого произведения. Вдохновение для свои работ Дементьева черпает из классической литературы и кинематографа — Достоевский Тарковский, Хичкок. С помощью новейших технологий художник поднимает вопросы страха, желаний и их последствий, влияния их на человека. Одной из самых обширных по количеству задействованных человек является интерактивная инсталляция 2009 года, Drama House. В ней участвует девятнадцать профессиональных актеров. Художница убирает «четвертую стену» и позволяет зрителю стать практически богом, от действий которого зависят судьбы всех жители европейского дома. Стоит лишь нажать на звонок, выбранной квартиры. Помимо того, что дом представлен в натуральную величину, в каждом из восьми окон проживают люди из разных слоёв общества, обеспеченный средний класс соседствует с люмпенами, наркоманами и мелкими бандитами.

Развязка зависит от количества и последовательности нажатий на тот или иной звонок. Частенько, заглядывая в освещённые окна мы становимся лишь наблюдателями чужой жизни, а Drama House наделяет нас рычагами влияния на судьбу людей, живущими в этих окнах.

Вы можете не понимать ни сюрреализма, ни инсталляции, но эта выставка принесёт вам удовольствие. Почему? Потому что это искусство, а любое искусство должно заставлять ощущать, чувствовать и вызывать эмоции у зрителя. Ведь и картины, написанные художниками, мы тоже воспринимаем субъективно, каждый по-своему. Просто новое, ещё не изученное и не описанное направление всегда не понятно. Как сказал об инсталляции Илья Кабаков: « Это как ощупывание слона слепыми. Один, трогая хвост, говорит, что слон — длинный и тонкий. Другой, трогая кожу, говорит, что он шершавый. Третий говорит, что он мокрый, коснувшись конца хобота. Никто не знает, что это такое в целом». А ведь, чем непонятней, тем интересней, согласитесь, гадать, что же хотел нам донести автор.