В Сочи все завершится «Делом Собчака»
Фильмом «Лето» Кирилла Серебренникова о молодом Викторе Цое, причем, сразу после его каннской премьеры, откроется 29-й Открытый российский кинофестиваль в Сочи. Рассчитывать на приезд режиссера не приходится. За него давно хлопочет дирекция Каннского кинофестиваля, но маловероятно, что ей удастся чего-то добиться. Как заметили устроители «Кинотавра», «это дело в других руках».
«История одного назначения» Авдотьи Смирновой. Фото: kinopoisk.ru
В основном конкурсе примут участие 12 фильмов. Только три из них поставлены женщинами, что удивительно, поскольку засилье слабой половины человечества в кино давно стало нормой. Состоится показ картины «Войны Анны» Алексея Федорченко, премьера которой состоялась зимой на Роттердамском кинофестивале. Российско-латвийскую картину «Ван Гоги» представит давно живущий в США Сергей Ливнев. Мы уже давно не видели его режиссерских работ, и вот теперь он обратился к раннему постсоветскому времени. А снимались у него Алексей Серебряков, Елена Коренева, Полина Агуреева, польский классик Даниэль Ольбрыхский, который теперь принципиально не бывает в России.
Дмитрий Месхиев, обосновавшийся после громких скандалов в сфере культуры во Пскове, представит «Два билета домой». Продюсером и одним из авторов сценария стал Сергей Гармаш, сыгравший еще и главную роль. Героиня фильма Люба Васнецова воспитывается в провинциальном интернате и мечтает уехать в Санкт-Петербург, стать стюардессой. Как сирота она получает квартиру, но выясняется, что ее отец не погиб. Люба начинает его поиски.
Популярный телеведущий Александр Гордон вновь попробовал силы в режиссуре, сняв очень личный, если не сказать исповедальный, фильм «Дядя Саша» и сыграл в нем главную роль. «Это — комедия. Немного чеховская, мизантропическая, но комедия. Герой «Дяди Саши» всегда жил только для себя, чтобы к закату жизни понять, что остатков себя ему не хватит даже на последний в карьере фильм. Для того, чтобы его создать, он высасывает эмоции из тех, кто его окружает. Наверно, я могу назвать этот сценарий автошаржем, самоиронией. При этом к своему герою я испытываю целый букет эмоций — от жалости до отвращения» — рассказывает Гордон.
Авдотья Смирнова много лет работала над «Историей одного назначения» о трагических событиях, участником которых стал Лев Толстой. В пехотном полку в Тульской области, куда отправляется на службу поручик Григорий Колокольцев, совершается преступление. Предполагаемому виновнику грозит военный трибунал и расстрел. Колокольцев обращается за помощью к графу Толстому, который решает защитить невиновного солдата. История основана на реальных событиях. «Летом 2015 года я читала книгу Павла Басинского «Святой против Льва», — вспоминает Авдотья. — Это вторая книга его толстовской трилогии, которая описывает отношения Толстого и Иоанна Кронштадского. И там есть маленькая главка, буквально на три страницы, «Спасти рядового Шабунина», где рассказывается история дела Василия Шабунина. И так меня эта история поразила, что захотелось снять по ней картину. Она про русский фатум, про то, что у нас очень часто закон вступает в противоречие со справедливостью. В одном из своих поздних писем Лев Николаевич писал, что эта история имела на него влияния значительно большее, чем имущественные успехи и разорения, чем успехи его литературы, и даже болезни и смерти близких. И именно она сделала Толстого абсолютно непримиримым противником смертной казни, которую он до самой своей смерти считал самым главным преступлением против человека. И его духовная борьба с государством, его понимание государства как аппарата насилия, также частично уходит корнями в эту историю». В числе продюсеров значится муж Авдотьи Смирновой — Анатолий Чубайс.
Наталия Мещанинова после триумфа «Аритмии», где она была соавтором сценария, продолжила режиссерскую работу. Героем ее новой картины «Сердце мира» стал молодой ветеринар, работающий на тренировочной станции для охотничьих собак. Он лечит зверей, чистит клетки, встречает клиентов. Его прототипом отчасти стал племянник Наталии – Олег: «Так случилось, что он был совершенно не нужен своей семье, оказался на улице, затем в приемнике, детдоме и далее-далее-далее. «Сердце мира» — моя попытка в какой-то степени исправить судьбу Олега посредством кино. То есть создать такого героя, который не смог простить мать, справиться со своими страхом, гневом, обидами, но в его жизни появляются люди, семья, которая его не бросает. И у него есть шанс излечиться. «Плохое прошлое» — это еще не судьба, не диагноз. Это прошлое. А можно помочь создать настоящее, которое даст человеку возможность вынырнуть из своего страшного колодца».
Иван Твердовский-младший закончил третью полнометражную картину «Подбросы». Он стал самым молодым участником конкурса. Ему – 29 лет. В производстве фильма помимо России принимали участие Литва, Ирландия, Франция. Анна Матисон экранизировала «Заповедник» Сергея Довлатова, смело превратив писателя в музыканта. Главную роль сыграл ее супруг Сергей Безруков, ставший также продюсером картины. Кино для этой пары становится делом семейным. Свои новые фильмы представят Григорий Константинопольский – «Русский бес», Михаил Сегал – «Слоны могут играть в футбол». Документалист Денис Шабаев снял игровую картину «Мира». Интересно, что «Новая Москва» его жены Тамары Дондурей участвует в короткометражном конкурсе. Единственное новое для фестиваля имя – Михаил Расходников. В его «Временных трудностях» главную роль исполнил Иван Охлобыстин.
Жюри основного конкурса возглавит кинорежиссер Алексей Попогребский.
Всего на отбор поступило 102 полнометражные картины и не только из Москвы и Петербурга, но из Татарстана Якутии, Бурятии, Кабардино-Балкарии, с Алтая. Одних дебютов набралось 58, поэтому их впервые выделили в отдельный конкурс. Многие из них сняты в Архангельске, Ангарске и других городах страны. В итоге в дебютную программу отобрали восемь картин.
Среди них — режиссерская работа актера «Гоголь-центра» – «Кислота» Александра Горчилина. Новая спутница Данилы Козловского – российско-американская актриса и модель Ольга Зуева — представит свой первый киноопыт «На районе», где ее возлюбленный сыграл главную роль. Он же стал продюсером проекта. Талантливый питерский режиссер Тимофей Жалнин наконец-то снял полнометражную картину «Двое». Он долго не мог запуститься, отчаянно искал финансирование, и на это ушли годы. Все могло состояться гораздо раньше. Ученик Александра Сокурова Владимир Битюков из Кабардино-Балкарии приедет с фильмом «Глубокие реки». Жюри дебютного конкурса возглавит кинокритик и почетный президент ФИПРЕССИ Андрей Плахов.
По словам программного директора фестиваля Ситоры Алиевой, все дебютанты – профессиональные кинематографисты, среди них нет любителей, как это было в прежние годы. Главными темами фестиваля в целом станут взаимоотношения отцов и детей, взросление молодого человека. Любопытно, что действие несколько картин происходит в лесу.
В короткометражном конкурсе представлено 29 работ. Среди них — «Календарь» Игоря Поплаухина, который покажут сразу после каннской премьеры. 18-летний Семен Трескунов, снимавшийся в трилогии «Частное пионерское» с детских лет и уже имеющий солидную фильмографию, приедет со своим режиссерским опусом «На краю» Дебютирует в режиссуре и актриса Ксения Раппопорт. В создании короткометражки «Прощай, любимый!» помимо нее участвовали Александр Цыпкин и оператор Павел Капинос, некогда снимавший «Духless 2», а теперь перешедший в разряд режиссеров. Актриса Мария Шалаева тоже попробовала силы в новой профессии и сняла «Развод», а Петр Федоров — «Электрический ток». В общем, актеры активно штурмуют режиссерские выси.
В рамках спецпоказа состоится премьера последнего фильма Веры Глаголевой, который после ее безвременного ухода заканчивали друзья и коллеги. Теперь он называется не «Глиняная яма», а «Не чужие». На премьеру приедут близкие Веры – муж, дочки и знаменитый зять – хоккеист Александр Овечкин.
Приз «За трепетность таланта и чарующую женственность» на церемонии открытия вручат актрисе Ирине Скобцевой – маме Федора Бондарчука, во многом определяющего политику фестиваля и стоящего у его руля.
Закроет киносмотр документальная лента «Дело Собчака» Веры Кричевской, в создании которого принимала участие Ксения Собчак. Спустя 18 лет после смерти отца она делает попытку разобраться в его политической судьбе, знакомится с уголовным делом, которое перечеркнуло карьеру Анатолия Собчака.