«Геликон» открыл гримерную Хворостовского
Театр «Геликон» никогда не забывает своих друзей, и теперь, спустя более чем два месяца после ухода Хворостовского, торжественно открыл артистическую гримерную, названную именем великого певца. Один из ключей от этой комнаты худрук «Геликона» Дмитрий Бертман передал его родителям — Людмиле Петровне и Александру Степановичу Хворостовским.
фото: Лилия Шарловская
Гримерка Дмитрия в исторической части театра значится под номером 222. Она расположена рядом с Колонным залом, где когда-то пел Шаляпин. В «Геликоне» это восьмая по счету именная гримерка. До сего дня гримерки в театре носили имена таких великих музыкантов и исполнителей как Тамара Янко (среди прочих достоинств — первая исполнительница песни «Катюша»), а также Артура Эйзена, Ирины Архиповой, Галины Вишневской, Ирины Масленниковой, Эри Класа, Людмилы Гурченко. И вот теперь на втором этаже появилась гримерка Хворостовского.
Она отличается от других тем, что имеет цельное художественное решение: в три с половиной метра изображения певца в роли Демона — фотопечать, портреты, афиши, а также фотографии с артистами «Геликон-оперы». Кстати, открытие гримерки состоялось в исторический день — именно три года назад Дмитрий вышел на сцену в партии Демона в одноименной опере Антона Рубинштейна.
— Пошла такая традиция, что мы называем гримерные комнаты в память о тех людях, которые были связаны с театром, — рассказывает худрук Дмитрий Бертман, — раньше гримерная Хворостовского была просто под номером. А теперь каждый артист, приходящий туда либо для занятий, либо для подготовки к спектаклю, будет брать ключ, называя фамилию «Хворостовский». Дело в том, что в «Геликоне» гримерные не закреплены за конкретными артистами, но в зависимости от спектакля туда приходят самые разные исполнители.
…В этой гримерке Дима готовился к выступлениям: как стояли так и стоят тот стол, то кресло, на котором он сидел. Остались и личные вещи — например, его костюм Демона, парик. Но в гримерной это не будет выставлено, артефакты хранятся сейчас в музейном отделе, и будут браться оттуда на специальные выставки в фойе, посвященные Диме.
— Для нас Дима — друг большой, — продолжает Бертман, — мы с ним и «Демона» делали, а также он приезжал на концерт-открытие театра, еще делали с ним бал Елены Образцовой, в котором он участвовал. С ним дружили многие наши артисты. И для нас его уход был большой трагедией. Поэтому так важно, чтобы он жил в наших стенах и дальше. Чтобы о нем знали и помнили и молодые певцы, только приходящие в театр.
— Это очень важная вещь, что вы вживляете в «Геликон» театральную историю… Не просто портретная развеска в фойе.
— Традиция началась именно с переезда в отреставрированное здание на Никитской. И я принял такое решение, потому что театр — это не просто спектакли, но, как говорил Немирович-Данченко, — «театр — это зеркало», мы должны отражать тех выдающихся людей, те судьбы, которые влияли на всех и, в том числе, на нас, на наших зрителей. Вот у нас есть экскурсии по театру, и зрителям дается возможность пройти по этим гримерным, каждая из которых становится, своего рода, мини-музеем.
— Говорят, незаменимых людей не бывает, но фигур такого масштаба как Дима, я особо — среди мужчин — и не вижу…
— Да что вы, уникальная судьба. Это был посол России в мире. Сейчас говорят про спортсменов, что им предстоит выступать без флага… так вот Хворостовский столько лет выступал без флага, но все знали, что он россиянин.