«Евровидение 2018»: делегация России прошлась со Сталиным и Лениным

Люди, не веря глазам своим, строчили мне в личку: «Это правда?», «А по той ли дорожке Юля поехала?», «Не показалось?», «Это не фейк?». Успевал только отбиваться: все правда… Просто картинки с двух ивентов, одновременно случившихся 6 мая на «Евровидении» в Лиссабоне, входили друг с другом в настолько кричащий контраст – эстетически и содержательно, — что действительно мог возникнуть когнитивный диссонанс.

Руководство российской делегации на «Евровидении» по приглашению нашего посольства в Португалии приняло решение влиться в акцию «Бессмертный полк» и озвучило его в виде директивной ноты всему творческому коллективу делегации.

Несколько десятков человек, проживающих, а может и просто гостящих в солнечной Португалии, решили провести в сквере напротив посольства и при его деятельном участии «выездную» акцию «Бессмертного полка». Так как 9 мая здесь рабочий день, то мероприятие сместили на воскресенье. Несли портреты воинов-дедов, Сталина на футболках и почему-то Ленина, умершего задолго до войны, на кумачовом стяге с вышитой золотом надписью на украинском «Пролетарi всix краiн еднайтеся!». То ли на русском не нашлось, то ли с умыслом каким…

На сцене, украшенной Георгиевскими лентами, местные активистки в пилотках исполняли военные и патриотические песни. Мимо нот и тональностей, усердно, эмоционально, местами даже пронзительно.

Самойлову не пригласили присоединиться к воодушевленному хоровому песнопению, хотя, не исключено, что хотели… Ее возили по всей площади туда-сюда, натягивая на фоне артистки то кумачовые полотнища с лениными-сталинами, то плакаты, то ленточки, то шарики, то портреты. Фото, селфи, автографы…

Бродившее вокруг местное население, наслаждавшееся по-португальски расслабленным и беззаботным выходным днем, не без тревожного интереса наблюдало необычную для них картину, но особых эмоций вежливо не проявляло. В конце концов, их же не приглашали. Так что чужаками в своем собственном доме они осторожно жались по стеночкам… Русские показывали свою гордость.

***

Затем радостная евроделегация бодро двинулась на главное (для Лиссабона) событие дня – официальную церемонию открытия конкурса песни «Евровидение 2018». На живописном берегу то ли еще реки Тежу, то ли уже Атлантического океана – там, где две водные субстанции сливаются в одно целое — организаторы расстелили длиннющую Голубую дорожку, цветом символизирующую морскую лазурь. Смена обычного красного цвета церемониальной дорожки стала, конечно, предметом разных шуток, прибауток, восторгов, сарказма, иронии, похвал, но больше всех этому радовался делегат от Молдовы Филипп Киркоров. «Все одно к одному!», — восторженно комментировал он, имея в виду новейший свой хит «Цвет настроения синий».

Молдова – не Молдова, но в принципе и ему тоже можно было бы вместе с Самойловой начать день с «Бессмертного полка». А то бедняжка одна за всех отдувалась… И людям на площади какой бы праздник был!.. Но не случилось добровольного порыва… Или просто не известили… Тогда это уже прокол в работе посольства.

Зато главным персонажем Голубой дорожки (разумеется, после израильтянки Нетты, фаворитки конкурса, которая в подвенечном белом платье выделывала смешные па на радость фотографам, пока ей не приспичило в туалет, и больше Нетту никто не видел; а также Александра Рыбака, нашего «норвего-белоруса», который никуда не исчезал и был обласкан просто восторженным вниманием прессы) стал очаровательный шпиц Юли Самойловой Тима. Его непременно все хотели потискать, погладить и сфотографировать вместе с хозяйкой, которая в свою очередь была бесконечно счастлива всему, что в этот день с ней происходило.

Тот час, который Юлия Самойлова провела на Голубой дорожке «Евровидения» под прицелами фотообъективов, телекамер, в окружении журналистов и их микрофонов, стал на сегодняшний день кульминационным моментом в ее жизни и творчестве, где, конечно, уже были и «Звезда Аллы» (Пугачевой), и открытие сочинской Паралимпиады, и многие другие победы, достижения, свершения. Однако, заветной мечтой амбициозной и целеустремленной девушки, как известно, всегда было пресловутое «Евровидение», но именно эта мечта ей самой всегда казалась самой несбыточной. Не без оснований… И вдруг звезды сложились в такую невероятную конфигурацию, что «мечта осуществилась», как пела группа «Технология».

Об этой «конфигурации» уже столько сказано-пересказано, вокруг обломано такое количество копий, в ней сошлось так много внешних факторов, чужих амбиций и даже геополитики, но в сухом остатке – это свалившееся на голову счастье, где даже дорожка, как и ее мечта, голубая. Вот почему сказанные артисткой на пресс-конференции слова о том, что она не стремится ни с кем соперничать, а просто хочет «насладиться этой радостью и подарить людям частичку себя» подкупают непосредственностью, искренностью, абсолютно личностным переживанием, точным акцентированием персональных приоритетов и, наверное, заслуживают, наконец, того, чтобы всем другим расслабиться и успокоиться. А то, как представишь вопли и вой, которые могут возникнуть, если вдруг результат голосований опять покажется кому-то «политически мотивированным», аж оторопь берет…

***

Самым грустным, несмотря на веселый цвет дорожки, выглядел Alekseev. Казалось, что поп-стар был рассеян, чем-то озадачен и будто даже сторонился телекамер. С режиссером и продюсером своего номера Forever Олегом Боднарчуком они словно не замечали жизнерадостного праздника. Сидели в сторонке, сосредоточенно беседовали, пока вокруг все ели, пили, радостно общались, заливисто хохотали и наслаждались красотами окружающей натуры.


ALEKSEEV и Олег Бондарчук не обращали внимания на праздник

Популярному и в Украине, и в России, и в Беларуси певцу предстоит пробиваться в первом полуфинале под флагом Беларуси уже 8 мая. Коварная жеребьевка оставила артиста без надежд на потенциальную поддержку и от своей родной Украины, и от любящей России, поскольку обе страны выступают, а стало быть и голосуют во втором полуфинале. Конечно, есть надежда на голоса его преданных фанатов в других странах, участвующих в этом туре – Эстонии, Азербайджана, Израиля, Армении. Однако задача попасть в «проходную» десятку из 19 стран осложняется не только необходимостью за три минуты конкурсной песни и номера влюбить в себя зрителей, прежде ничего об артисте не слышавших, не млевших от его «Пьяного солнца», «Океанами стали» и других мегахитов, но и собравшейся по закону подлости именно в этом туре форменной россыпью потенциально «проходных» конкурсантов, что делает соревнование сколь напряженным, столь и крайне непредсказуемым.

Зато уж, если пройдет Alekseev в финал, то тогда и должно случиться это удивительное единение Украины и России в голосовании за своего любимчика. Во всяком случае, такого возможного оригинального пассажа многие наблюдатели ждут здесь с большим любопытством.

Александр Рыбак, в свою очередь, не просто не сомневается в выходе в финал, но и серьезно настроен на вторую европобеду. Его обезоруживающая улыбка и фонтанирующий позитив действительно напоминают многим триумфальные для артиста дни московского «Евровидения» в 2009 г. И уже как настоящий мэтр Рыбак посещает музыкальную академию в Лиссабоне с масштабным мастер-классом, где и дети, и студенты разных возрастов хором поют его уже хрестоматийную Fairytail и внимают не только серьезным, но и шутливым урокам еврогероя о том, как надо писать песни – That’s How You Write a Song.

***

А лично мне бы хотелось провести мастер-класс для некоторых журналистов о том, как не только надо, но и как не надо писать и вести себя в профессиональном смысле и человеческом измерении. Поразительно, как даже молодые писуны из России и Украины, стран, формально декларирующих приверженности совершено разным ценностям, часто выглядят и ведут себя так, будто вылупились из одной пробирки «герра пропагандиста» с подтухшим биоматериалом.

В прошлом году на конкурсе в Киеве меня перевирали некоторые российские СМИ, которых приходилось осаживать. В этот раз на Голубой дорожке Евросонга за мной буквально увязался делового вида парниша, просил комментарий для украинского телеканала. Некий Дмитрий Фурдак. Он спрашивал, правда ли, что в России не будут показывать первый полуфинал из-за «пропаганды гей-ценностей» в номере ирландского участника Райна О’Шонесси?

В милой балладе Together «о жизни улиц Дублина» два танцора изображают романтические отношения в достаточно сдержанной, но вполне доходчиво акцентированной хореографии… Не финка Криста, в общем, за страстным поцелуем которой с танцоршей на конкурсе в Мальме в 2013-м с замиранием сердца и пузырьками валидола под рукой наблюдали тогда в прямом эфире все охранители «духовных скреп»…

Я успокоил взволнованного коллегу: БУДУТ показывать, но не в прямом эфире, а в записи, на час-полтора позже. Разумеется, что вырезать номер из трансляции нельзя, поскольку это будет нарушением правил и обернется страшным скандалом. Подробно разжевал суть вопроса: поскольку в России действительно существует болезненный бзик на все, что связано с этой тематикой, такой перенос МОЖЕТ выглядеть мотивированным и по этой причине, однако официальных подтверждений, разумеется, нет, а формальное объяснение — телесериал, финальную серию которого как бы не хотят переносить из-за конкурса на другое время. Поскольку Россия выступает во втором полуфинале, то трансляция в записи «не своего» тура допускается регламентом, и даже допускается отказ от такой трансляции, но эфир в России, несмотря на это, будет. Вот что я объяснил Фурдаку.

И что настрочил этот Фудак к себе в Украину? «Известный журналист из РФ» сообщил, что в России «решили вообще отменить трансляцию». Вот, хоть в лоб, хоть по лбу. Какие же мы все-таки родственные души…

Читайте репортаж «Евровидение 2018»: богатый Киркоров плевал на мышиную возню»

Лиссабон.