«Золотая маска» заступилась за Кирилла Серебренникова
До 24-го фестиваля «Золотая маска» еще далеко, он состоится в марте-апреле следующего года, но номинантов главной Российской национальной театральной премии объявили уже сейчас. Пресс-конференция традиционно прошла в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, и, открывая ее, директор фестиваля Мария Ревякина перво-наперво выразила надежду, что ситуация вокруг «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова в конце концов благополучно разрешится. Тезис «вокруг культуры начинают сгущаться тучи» — был главный посыл её короткого спича.
фото: Наталия Губернаторова
Итак, эксперты из отсмотренных (555 драматических и кукольных; 277 музыкальных) отобрали 62 театральных спектакля (плюс 6 спектаклей в конкурсе «Эксперимент»), и в их числе в списке номинантов в драме из спектаклей большой формы ахматовская «Поэма без героя» — моноспектакль с великолепной Аллой Демидовой (артистка выдвинута по частной номинации еще за спектакль «Старик и море») и «Кузмин. Форель разбивает лед» «Гоголь-центра».
Вообще драматический театр, который все более и более демонстрирует тенденцию к размыванию границ между жанрами, аккумулируя в себе элементы самых различных видов человеческой деятельности — от социальных проектов до перформанса, предъявил на Маске масштабную программу. Среди номинантов помимо «Гоголь-центра» питерский БДТ, Театр Вахтангова, МХТ, Театр наций, Александринка, «Электротеатр», Театр Маяковского. В номинантах — признанные мэтры русского театра: Юрий Бутусов, Андрей Могучий, Лев Додин, Анатолий Васильев. Представлены и режиссеры молодого поколения, имеющие репутацию новаторов и реформаторов: Дмитрий Волкострелов, Марат Гацалов, Тимофей Кулябин, Максим Диденко, Филипп Григорьян.
Два режиссера, в свое время заявивших о неучастии в «ЗМ», — Кирилл Серебренников и Константин Богомолов — разумеется, номинированы.
В области балета, в общем, неожиданностей тоже нет. В шорт-лист «Маски» наконец попал Мариинский театр с балетом «Времена года», выпеченный в мастерской (воркшоп) Мариинки начинающим хореографом Ильей Живым. Хореограф, соответственно, попал в номинацию «Лучшая работа балетмейстера- хореографа», а солистка Мариинки, исполнившая во «Временах года» главную парию, Екатерина Кондаурова — в номинацию «Лучшая женская роль». От Большого театра эксперты выбрали «Клетку», давнюю работу Джерома Роббинса, уже успевшую стать западной классикой, а в номинации «Лучшая женская роль» тут отмечена Анастасия Сташкевич. В список попала и наделавшая много шума пермская «Золушка» Алексея Мирошниченко, где среди действующих лиц фигурируют Никита Хрущев, Екатерина Фурцева, а действие перенесено во времена фестиваля молодежи и студентов 1957 года. Мирошнечеко выделили и в номинации хореографов, а его солисты Инна Билаш и Никита Четвериков оказались в списке лучших исполнителей.
Как всегда, не обошлось на «Маске» и без работы неоднократного «масочного» лауреата, худрука Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслава Самодурова. В этом году он был номинирован за балет «Снежная королева». Из классики XIX века в число номинантов от екатеринбургского театра также вошла сюита из балета Жюля Перро «Наяда и рыбак», восстановленная Юрием Бурлакой, который за это восстановление также стал «масочным» номинантом. Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко представлен в балетном шорт-листе последней своей премьерой — одноактными балетами Сержа Лифаря «Сюита в белом» и Уильяма Форсайта «Вторая деталь». А среди исполнителей из балетной труппы «Стасика» в списке номинантов Оксана Кардаш.
Семь спектаклей оказалось в «масочном» списке и в номинации «Современный танец». Это спектакли таких театров, как «Провинциальные танцы» («Имаго-ловушка»), «Каннон Данс» («Коллекционер»), Zonk`a («Эссенция») и других. Оказался тут и проект Константина Мотулевского и Софьи Гайдуковой Memoriae.
Оперный театр представлен в списке номинантов девятью спектаклями, из которых четыре — «Чаадский» «Геликон-оперы», «Пассажирка» Екатеринбургской оперы, «Родина Электричества» воронежского театра и Cantos из Перми — написано современными российскими композиторами, в том числе ныне здравствующими Алексеем Сюмаком и Александром Маноцковым, а также недавно ушедшими Глебом Седельниковым и Моисеем Вайнбергом. Еще одна опера — «Билли Бадд» Большого театра — также относится к почти «современным» партитурам — она написана Бенджамином Бриттеном. Так что тренд налицо: театры явно развернулись в сторону более или менее актуального музыкального языка.
Мариинский театр представлен «Саломеей» Рихарда Штрауса, оперой если не современной, то уж во всяком случае написанной в ХХ веке. Тем более что интерпретация Марата Гацалова относится к числу весьма радикальных, если не скандальных, постановок сезона.
«Геликон-опера» в этом году удовлетворила вкусы экспертов и получила две номинации: кроме упомянутого «Чаадского» — «Турандот» в постановке Дмитрия Бертмана и Владимира Федосеева. Номинирован и Кирилл Серебренников как оперный режиссер. Разумеется, в списке «Манон» Большого театра, в котором спела Анна Нетребко. А вот МАМТ, по мнению экспертов, не дотянул до номинации: прекрасный спектакль Александра Тителя «Пиковая дама» упомянут лишь в лонг-листе.
Разнообразен список номинантов в разделе «Оперетта — мюзикл», куда попало пять спектаклей. В том числе московский «Суини Тодд» Алексея Франдетти и «Безымянная звезда» Новосибирского музыкального театра в постановке Филиппа Разенкова.