Как русские балалайки с саксофоном покорили англичан
Коллектив «Бис-Квит» — оригинальное и самобытное явление российской музыкальной культуры, визитная карточка Санкт-Петербурга. Ансамбль, вооруженный сразу и народными, и эстрадными инструментами (домры, балалайки, аккордеон, саксофон и ударные), исполняет всё: от шедевров мирового джаза и классической музыки до латиноамериканских ритмов и рока. В 2011 году за концерты, имевшие большой успех у публики, коллектив получил официальное звание правительства Санкт-Петербурга «посол русской культуры». За плечами музыкантов концерты в 60 странах мира, а также Почетный орден Совбеза РФ. В этом году «Бис-Квит» отмечает 15-летие своей творческой деятельности и весь год дает юбилейные концерты с особенными программами. 25 октября коллектив выступит с концертом «Eco music. От классики до джаза» в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. «МК» встретился с художественным руководителем ансамбля, автором всех аранжировок, исполнителем на балалайке-контрабасе Андреем Антиповым.
Фото: Пресс-служба группы БИС-КВИТ
— Андрей, скажите, что означает название вашего концерта «Eco music»?
— Концерт «Eco music» посвящен отмечаемому в России Году экологии, поэтому мы отобрали произведения, которые так или иначе связаны с природой: «Карнавал животных» Сен-Санса, «Времена года» Чайковского, «Полет шмеля» Римского-Корсакова, «Осень в Буэнос-Айресе» Пьяццоллы и другие. Кроме того, мы намеренно отказались от световых эффектов и звуковых примочек — хотим сделать полностью живое выступление без применения различных технических средств. Кстати, у концерта есть еще и подзаголовок «От классики до джаза» — некоторые классические композиции сначала будут исполняться в традиционной манере, а затем прозвучит неожиданная джазовая аранжировка этих же произведений. Такое исполнение требует от всех участников определенной свободы, раскованности, каждый номер превратится в постановочную зарисовку с театральными приемами, элементами шоу.
— Артисты с особым чувством относятся к каждому пункту своего репертуара, но, может, есть в концерте особенно дорогие для вас композиции?
— Я бы выделил номера с участием очень интересных солистов: вместе с замечательной китайской пианисткой, лауреатом международных конкурсов Нини Чень мы исполним красивейшее произведение Аренского «Фантазии на темы Рябинина». Также у нас заготовлен сюрприз с китайскими народными мелодиями, но исполненными на русских национальных инструментах — с помощью специальных приемов звукоизвлечения постараемся достичь китайских красок и тембров. Во втором отделении с нами выступит солистка Мариинского театра Ольга Пудова с арией Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта, в которую мы вкрапили современные ритмы, добавили рок и Drum&Bass-звучание, чтобы сделать музыку ближе для восприятия сегодняшней молодежи. Еще нам удалось найти очень оригинальный способ соединения колоратурного (то есть самого высокого) сопрано и нашего ансамбля — это станет открытием вечера и, надеюсь, порадует публику.
— Вы каждый раз, выходя на сцену, обязательно делаете что-то новое. Это ваше кредо?
— Точно! Нельзя останавливаться на достигнутом. Нынешняя программа вся целиком новая, хоть и готовить ее нам было очень непросто. У коллектива напряженный гастрольный график, поэтому не всегда удается закрыться в студии и репетировать часами, приходится урывать буквально по полчаса между перелетами и переездами… Но самая главная задача, которую мы решаем все 15 лет нашего существования, ни на шаг от нее не отступая, — популяризация русской культуры. Сочетание народных инструментов (домры, балалайки) и пришедших к нам извне саксофона, аккордеона, ударных дает возможность расширить горизонт исполняемой музыки и представление слушателей о русской культуре в целом.
— У вас есть особенно любимый концертный зал? Может, Корнеги-холл, Московская или Санкт-петербургская консерватория?
— В Корнеги-холле мы еще не играли, а в консерватории выступали много раз. Вообще мы давали концерты в самых разных форматах и в самых разных уголках планеты. Были у нас огромные площади, например Трафальгарская в Лондоне, главные площади Мадрида и Петербурга с тысячами людей вокруг, а бывали дома культуры небольших городов с 30 зрителями в зале. Главное — контакт с публикой.
— А что за концерт был на Трафальгарской площади?
— Наш ансамбль выступал на закрытии Фестиваля русской культуры в Лондоне, зрителей собралось видимо-невидимо. Мы решили сначала дать самые энергичные номера, а потом постепенно уменьшать градус и уйти со сцены, но не тут-то было — к счастью для нас и к беспокойству для организаторов, публика настолько завелась, что ни в какую не отпускала и требовала, чтобы мы играли еще и еще. В итоге выступление на бис длилось довольно долго, но зато мы с «экзаменом» справились. Это ведь было одно из первых наших выступлений за рубежом, да к тому же с такой огромной аудиторией!