Культура – это не цифры, а люди
В рамках региональной недели депутатов Государственной Думы Елена Ямпольская, заместитель председателя комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ, председатель редакционной коллегии газеты «Культура» посетила Челябинскую область.
Она подчеркнула, что, когда общество не любит собственных деятелей культуры, то складывается «тяжелейшая ситуация».
По словам Е. Ямпольской, «мы впервые сейчас живем в стране, которая не любит своих артистов. Об этом был и злосчастный выкрик Дмитрия Дюжева, который ему чуть ли не в предательство Родины записали… Культура – это практически все, что нас окружает, но мы в последнее время воспринимаем ее исключительно как отрасль. И свели все к вопросам финансирования – на что тратятся деньги. При этом когда на экране или на сцене появляется что-то действительно стоящее, в голову не приходит задать вопрос «а сколько на это было потрачено, давайте сверим сметы»… Культура измеряется не деньгами, на нее потраченными. От нее ждут не экономии бюджетных средств, от нее ждут душевного утешения. И культура – это работа не с контрольными показателями, а с конкретными людьми, которые производят смыслы и образы. Если смыслы и образы, на твой взгляд, не соответствуют сегодняшним интересам государства и запросам народа, то лучше вести по этому поводу постоянный компетентный диалог. Не обязательно сразу выплескивать обвинения в публичное пространство.
Культура – единственная сфера, где ручное управление действительно является наиболее эффективным. С каждым художником надо работать индивидуально. Вот Константин Аркадьевич Райкин. Не скажу великий, не буду бросаться словами, но выдающийся актер. И если он последние десятилетия не востребован нигде, кроме как в своем театре, если широкая публика не может услышать, как он читает стихи, а он читает божественно, – это проблема только самого Райкина?
Ответственность на себя всегда берет сильный. Сильный – тот, кто может сказать: «Это я виноват, мой недочет». Наше государство до последнего времени работало с деятелями культуры так, как воспитывают детей в плохой семье. Годами не то что потакание, просто недосмотр. А потом, когда вдруг кто-то берега потерял – хрясь с размаху. Чтобы на всю страну прозвенела пощечина.
Кому это нужно, объясните мне? Я пытаюсь найти выгодополучателя в этой истории. Зачем нам трещина, которая растет между культурой и обществом? Зачем нам постоянное генерирование скандалов в этой сфере? Особенно сейчас, когда начинается предвыборная кампания.
Главная проблема — в гигантском количестве нелюбви взаимной. Вот мы предъявляем деятелям культуры, и справедливо предъявляем, претензии, что они защищают только своих. Что корпоративная солидарность стала для них вершиной духовного подвижничества. Заступился за Серебренникова — ты уже герой. А что, больше в стране заступиться не за кого? Ты же народный артист! Но дело в том, что человек упирается в свою корпорацию, когда мир за пределами этой корпорации кажется ему враждебным. И очень плохо, что мы поставили наших деятелей культуры в ту ситуацию, когда мир за пределами цеха кажется им враждебным.
Если ты профессионал, тебе никто не сможет повесить лапшу на уши. Компетентному человеку невозможно продать пустые пафосные вещи. Давай посмотрим, разберем. У нас с тобой идентичное образование. Мы понимаем, о чем идет речь. Еще раз говорю – компетентный заинтересованный диалог. И, конечно, нужно понимать запросы общества, ощущать главные болевые точки. Просить художников, чтобы они откликались на эту боль. Перед ними давно не ставили масштабных задач. Очень давно никто им не говорил, что культура – это не только бокс-офисы, что у культуры есть миссия. Народ ждет от них душевного утешения.
Сейчас самое главное – «сшить» обратно культуру и общество. Потому что народ, который не любит свою культуру, теряет душу, а культура, отторгаемая своим народом, вообще умирает. Трагическая история, в том числе для государства. Потому что оно получает огромное количество новой головной боли. Надо показать культуре, что она любима. Надо показать обществу, что культура на него работает. Что она чувствует его боль. В России художник – это всегда был тот человек, который чувствует чужую боль, как свою. У нас сейчас таких практически нет. Есть те, кто раздирает болячки, чтобы они выглядели еще чудовищнее. И есть те, кто дешевыми способами пытается снять напряжение».