Культурные итоги года: от «Матильды» до решетки один шаг
Может сложиться впечатление, что весь 2017 год для нашей культуры прошел под знаком двух скандалов, уже названных — дела «Матильды» и «Седьмой студии» — и сопровождался криками «Руки прочь!». При всей грандиозности скандалов впечатление обманчиво, потому что культура, как и жизнь, многообразна и многомерна. И то, что сегодня кажется главным и судьбоносным, в будущем представится в другом свете, и зло приносит благо. Как ни странно это звучит.
Фото: mskagency
СИСТЕМА ГОДА — грантовая, подтверждена мэром Москвы Собяниным для столичных театров. Она стала логичным продолжением театральной реформы, начатой еще в прошлом году по инициативе вице-мэра Леонида Печатникова. Теперь согласно грантовой системе московские театры больше не будут стоять на счетчике госзадания, а сами будут вправе определять свою творческую, а главное, финансовую жизнь, не погрязая при этом в бюрократической волоките. Из 82 театров Москвы по новой грантовой системе пока будут работать 69, на чью деятельность выделено 8,5 миллиарда рублей (всего столичные театры получат от правительства 9,3 миллиарда).
ПРОРЫВ ГОДА. ГМИИ им. Пушкина — первым из российских музеев попал на Венецианскую биеннале с изысканной и сложносочиненной выставкой «Человек как птица. Образы путешествий», развернутой в палаццо Соранцо Ван Аксель XV века. Старинные кирпичные стены, стрельчатые окна и открытые деревянные перекрытия создали тонкую ткань атмосферы для прочтения актуальных работ 14 художников. Семь российских и семь зарубежных авторов исследовали новые открытия на стыке оптики и искусства, в тех сферах, которые объединены стремлением человека к познанию мира и определением своего места в нем. А также приблизили привычный угол человеческого зрения — от 120 градусов к 360 градусам зрения птиц.
СКАНДАЛ ГОДА связан с делом «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова. События развивались стремительно: задержаны сразу три бывших руководителя студии (Серебренников, Итин, Масляева). Причем самого основателя «Седьмой студии» и ее проекта «Платформа» прямо с репетиции увезли на многочасовой допрос. Обыски по 17 адресам, в том числе и у него дома, суд, избрание меры пресечение. Показательная жесткость, с какой все происходило, прозвучало эхом 37-го года. И снова задержания: в СИЗО попадает бывший менеджер студии Алексей Малобродский, который даже не имел права финансовой подписи. И совсем неожиданно — помещена под домашний арест бывший чиновник Минкульта, курировавшая направление современного искусства и, в частности, «Платформы» Софья Апфельбаум, чья порядочность и репутация ни у кого не вызывает сомнение. Поднимается волна возмущения, собираются подписи в защиту, все задают один вопрос: «Почему людей, обвиненных лишь в обналичивании денег, надо держать за решеткой, лишить их права на работу?».
Софья Апфельбаум. Фото: facebook@goldenmaskfestival
Голос в поддержку Серебренникова поднимает международная общественность, однако президент Путин тверд в своей позиции: «Это не преследование, а расследование. У нас и чиновники…» Мало кто верит в предъявленные обвинения Серебренникову и его людям — хищение 68 миллионов рублей, ему заочно присуждают международные и российские премии, но он, как и трое других, продолжает находиться под домашним арестом, а Алексей Малобродский, в поддержку которого создана группа в социальной сети, до сих пор остается в СИЗО, несмотря на плохое состояние здоровья.
Алексей Малобродский. Фото: mskagency
ДЕБЮТ ГОДА состоялся у дирижера с всемирной славой Владимира Федосеева. Отметив 85-летие, он впервые (!!!) у себя на родине поставил оперный спектакль. Невероятно, но факт: музыкант, создавший немало опер на самых престижных сценах мира, никогда прежде не работал в российском оперном театре в качестве дирижера-постановщика. Позорную для отечественной культуры практику нарушил Дмитрий Бертман, который пригласил маэстро на две постановки в Геликон-оперу — «Турандот» Пуччини и «Пиковой дамы» Чайковского. В результате Москва получила два великолепных спектакля, в которых маэстро Федосеев получил возможность реализоваться как оперный дирижер. Ну а российская публика наконец-то смогла приобщиться к высочайшему искусству и мастерству выдающегося музыканта.
Владимир Федосеев. Фото: helikon.ru
ЗАТМЕНИЕ ГОДА случилось с фильмом «Матильда» Алексея Учителя о любви будущего русского царя Николая II и балерины Кшесинской. Выход картины на экраны страны сопровождался грандиозными скандалами. Инициировала их депутат Поклонская. Картину она не видела, но рьяно и не всегда на территории закона выступала против ее авторов, якобы не в том свете показавших причисленного к лику святых государя. Своими агрессивными заявлениями она разбудила дремавшего зверя, дала выход не знающей берегов энергии псевдоправославных граждан и организаций. Первые показы «Матильды» проходили в обстановке чрезвычайной секретности, чтобы обеспечить безопасность зрителей. Авторам фильма угрожали. От постоянного стресса Алексей Учитель, кажется, постарел на несколько лет, а страна словно бы погрузилась во мрак и мракобесие. Европейские актеры, снимавшиеся в «Матильде», не смогли из-за возможных провокаций приехать на премьеру в Россию. Но картина все-таки получила прокатное удостоверение, вышла на экраны, после чего многие зрители почувствовали себя обманутыми. Оскорблены были эстетические чувства кинокритиков и части публики, увидевших в «Матильде» разве что поверхностный взгляд на исторические события и набор аттракционов. Серьезного высказывания не получилось. В сухом остатке — грандиозный пиар, который невольно устроила фильму депутат Поклонская.
ПОЖАР ГОДА запалил Петр Павленский, который год назад сначала поджег двери здания ФСБ в Москве. За пламенную страсть к органам госбезопасности ему присудили штраф в 500 тысяч рублей. Не выплатив ни копейки, Павленский покинул страну, осел в Париже. Но и здесь не успокоился и, как истинный анархист, устроил антибуржуазный хайп — поджег Банк Франции, которая, к слову, предоставила ему политическое убежище. За этот художественный жест власти поместили Павленского в психушку. Так что остается ждать вердикта — герой ли он нашего времени или просто больной человек?
Петр Павленский. Фото соцсети
ФРАНШИЗА ГОДА. Мюзикл «Анна Каренина» впервые в истории отечественного театра стал обладателем лицензии класса А. Что в свою очередь означает следующее: теперь его будут ставить в разных театрах мира строго по кальке, сохраняя все элементы спектакля, в том числе костюмы, декорации, мизансцены, аранжировки, характеры, типажи персонажей и так далее. До сих пор нам была известна подобная практика лишь в отношении иностранных мюзиклов, в том числе некоторых бродвейских.
ОТКРЫТИЯ ГОДА произошли сразу в двух театрах. Театр Наций Евгения Миронова за спиной своего основного здания в Петровском переулке открыл «Новое пространство» — небольшой особнячок на Страстном бульваре. Эта площадка стала лабораторией меж дисциплинарных поисков и экспериментов. А через полгода еще одну сцену открыл театр им. Евгения Вахтангова — Симоновскую. После капитального ремонта бывшего театра им. Рубена Симонова, где о знаменитом режиссере прежде ничего не напоминало, теперь появились мемориальная зона знаменитой фамилии и два зала оригинальной конструкции. На их сценах уже идут шесть новых спектаклей.
ГИБЕЛЬ ГОДА стала результатом трагического происшествия в цирке на Вернадского на международном фестивале «Идол». С групповым номером на подкидных досках выступали северокорейские акробаты под руководством Ким Кан Чхола. В финале номера для сольного трюка вышел герой О Юн Хек, уже попавший в Книгу рекордов Гиннесса со своими шестью сальто-мортале. И вот акробат взлетел, прокрутил шесть сальто и нормально пришел в мат. Однако после бурных аплодисментов неожиданно для всех он пошел на трюк во второй раз. Прыжок, две секунды в воздухе, и акробат приходит в мат головой и шеей. Замирает. В результате — серьезная травма шейного отдела позвоночника. Через несколько дней он умер в реанимации Первой Градской больницы.
О Юн Хек. Фото: bigcirc.ru
ПРАВО ГОДА остаться у руля НОВАТа отстоял Владимир Кехман, судебные разбирательства которого поставили под удар его пребывание на должности руководителя государственного театра. Однако, к разочарованию недоброжелателей Владимира Абрамовича (а их у него немало, равно как и поклонников), суд снял обвинения с бизнесмена, и вот в конце года министр культуры Мединский официально представил Кехмана в качестве художественного руководителя Новосибирского оперного. Удастся ли ему в Новосибирске достичь уровня Михайловского в Петербурге, покажет время. Пока же в его активе этого года — открытие после глобального ремонта концертного зала имени И.Зака, спектакли и концертные программы с участием мировых звезд и солистов труппы, приглашение в качестве главного приглашенного дирижера одного из самых ярких теноров современного театра Дмитрия Корчака, с большим успехом начинающего свою дирижерскую карьеру.
«НЕЛЮБОВЬ» ГОДА Андрея Звягинцева вошла в шорт-лист «Оскара», номинирована на две американские премии — «Золотой глобус» и Independent Spirit Awards. Фильм получил приз жюри Каннского кинофестиваля. Сам Звягинцев отмечен за режиссерские достижения дважды — в Австралии азиатским «Оскаром» и российскими критиками — «Белым слоном». Так называемыми европейскими «Оскарами» (призами Европейской киноакадемии) отмечены операторы Михаил Кричман и авторы музыки Евгений и Саша Гальперины. Парадокс: наград у Звягинцева вагон и маленькая тележка, а вот найти достойное финансирование на родине на каждый свой новый фильм для мастера становится все труднее.
БАЛЕТ ГОДА — «Нуреев», который со всем основанием можно назвать самым скандальным балетом не только этого года, но и всего десятилетия… Под запрет он не только не попал (опасения были в связи с обвинениями в пропаганде гомосексуализма), но и стал художественным событием. Над созданием этого синтетического мультижанрового спектакля в Большом работали около двух лет, в производственном процессе было задействовано около тысячи человек. Помимо балета занята оперная труппа, актеры драмы, миманс, музыканты, перформеры.
Балет «Нуреев». Фото: bolshoi.ru
ПРЕМИЯ ГОДА оказалась, как это ни странно, у детского музыкального театра им. Наталии Сац, который стал лауреатом международной оперной премии «Opera Awards», которая считается самой престижной в мировом музыкальном театре. В Лондоне на сцене театра «Colliseum» ее получил художественный руководитель театра Георгий Исаакян — за просветительскую деятельность. Вместе с театром Сац лауреатами стали Лионская опера, Гранд-опера Хьюстона, Штутгартская опера, лондонский Ковент-Гарден, а также выдающиеся певцы — сопрано Анна Нетребко и тенор Лоуренс Браунли. Неплохая компания для театра.
ПОТЕРИ ГОДА
В этом году ушли из жизни Георгий Тараторкин, Светлана Карпинская, Леонид Екимов, Евгений Евтушенко, Владимир Богин, Леонид Хайт, Алексей Баталов, Даниил Гранин, Илья Глазунов, Вера Глаголева, Зураб Соткилава, Дмитрий Марьянов, Борис Ноткин, Михаил Задорнов, Дмитрий Хворостовский, Николай Годовиков, Леонид Броневой, Георгий Натансон, Андрей Зализняк и другие. Светлая память…
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram