Ленин постоянно указывал на солнце: таким увидел вождя скульптор Коненков
Российская академия художеств и Мемориальный музей «Творческая мастерская С.Т.Коненкова» открыли выставку «Эра Самсона», посвященную 100-летию революции.
Фото: Ксения Гусева.
Представлены на ней скульптурные и графические произведения Сергея Коненкова, начиная 1874 по 1971 годы, посвященные революции. Так же экспонируется проект монумента Ленину, выполнявшийся совместно с архитектором С.Г. Бродским в 1957 году. Пожалуй, самый необычный в истории советского искусства, грандиозный по замыслу проект представлял собой сложно устроенный монументальный комплекс со множеством фигур на террасах и лестницах, огромными обелисками, увенчанными созвездиями, и вращающейся центральной скульптурной композицией с фигурой Ленина на земном шаре, устроенной таким образом, что рука Ленина постоянно указывала на солнце. Поэтому огромные усилия потребовались на реконструкцию макета памятника.
Разнообразие удивляет. Можно увидеть фотографии, скульптуры и макеты, создающие впечатление, что годы не разрушают произведения искусства. Выставка восхитит посетителей великолепием советского творчества. Можно смело сказать, что пришедший на эту выставку посетитель сможет погрузиться и проникнуться тем временем, которое передает Коненков в своих работах.
Надо сказать, что творческая деятельность Сергея Коненкова началась на рубеже 80-90-х годов 19 века и стремительно развивалась в последующие годы. Конечно же, его творчеству дала большой старт его эпоха грандиозных войн и революций. Одна из его первых работ, дипломный проект, изображающий Самсона, разрывающего путы, была уничтожена академическим начальством. С ранних лет Коненков отличался бунтарством, был борцом, разрушающим академические нормы. Сама же работа стала своеобразным протестом, как позже писал ее автор. Образ Самсона сопровождал скульптора на протяжении всей жизни и стал своеобразным символом не только его творчества, но и пережитой им эпохи.
И именно с дипломной работы «Самсон, разрывающий узы» начался расцвет искусства Коненкова. От нее идёт нескончаемая вереница одноимённых символических образов, графических и скульптурных, созданных мастером в разных странах, в разные годы. Как говорил сам Коненков, именно Самсон может символизировать Россию, которая прошла через кровь Второй мировой войны.
На открытии выставки вручались благодарственные грамоты участникам реконструкции произведений Коненкова, представленных на выставке.