МАММ показывает «Танцующих священников» Джакомелли
Поэзия, как известно, бывает разная, но мало кто слышал о поэзии природы, которая проявляется в каждом снимке Джакомелли. Но здесь надо не слушать, а смотреть и видеть: поэзия в очертаниях, в геометрии ландшафта и его перспективе. Марио — один из немногих итальянских фотографов, получивших международное признание в 1960-е годы. Выставку великого итальянского фотографа показывает Мультимедиа Арт Музей (МАММ).
Лурд, 1957. Фото предоставлено пресс-службой музея.
Посетители заходят в один из просторных залов музея: здесь нет ничего лишнего, только белоснежные стены, и темными пятнами на них выделяются работы гениального художника фотографии. Первое, на что обращаешь внимание, — бесконечность земного пространства и его стройные очертания, созданные самой природой и человеком.
Многие снимки Джакомелли сделаны с высоты птичьего полета, так что смотрящий наблюдает всю картину сверху, оттого угол зрения шире: «Большое видится на расстоянии». Ландшафты следуют друг за другом, как бы говоря о суровой красоте и одновременно простоте природы. Здесь хаос мироздания соединяется с упорядоченностью: то летящие целой стаей чайки заполняют собой пространство, то стройные, имеющие форму квадрата земляные разделения напоминают о желании человека все подчинить себе. Особое внимание на снимках уделяется местности Сенигаллии, итальянской провинции, где фотограф родился и вырос.
Наряду с кадрами, отражающими «историю земли», можно заметить несколько портретов, в том числе фотографию матери Джакомелли: темные большие глаза, морщинки на лице, и она отчего-то опирается на лопату, испачканную землей. Не отсылка ли и этот портрет к так называемому «новому осознанию природы»?
— Я верю в абстракцию, для меня абстракция — способ еще теснее приблизиться к реальности, — рассказывал фотограф. — Расфокусированное или расплывчатое изображение, зернистость, угасший белый, замкнутый черный — словно взрыв мысли, позволяющий образу существовать долго, чтобы в гармонии с материей, с реальностью образ наполнился духовным содержанием и сумел отразить внутренний мир, драму жизни.
Абстракции на его фотографиях достаточно. В серии фотокарточек «Сказка» она проявляется во множестве линий, связанных друг с другом, как линии жизни на ладони человека. Где правда, а где ложь, человеку необходимо определить самому, точно так же, как разобраться с началом и концом.
На выставке также представлена серия «У меня нет рук, что ласкали бы мое лицо», над которой фотограф работал в течение года в духовной семинарии. Самый знаменитый кадр, «Семинаристы», был сделан тайно, на нем изображены танцующие во дворе молодые священники, и несмотря на нестройность композиции, геометрия линий сохраняется сама по себе.
— Минимумом средств Джакомелли удалось выхватить из повседневности и необыкновенно точно передать ощущение легкости, радости и беззаботности, — говорят организаторы выставки.
«Ночь проясняет разум» — гласит табличка под некоторыми фотографиями. С утверждением можно спорить, а можно и согласиться, только о прояснении на кадрах говорить не приходится. Черные, немного размытые фигуры на серовато-белом фоне оставляют чувство незаконченности, сомнения и извечности человеческих переживаний.
Джакомелли до конца жизни прожил рядом с героями своих фотографических серий. До самого конца он оставался верен Сенигаллии, вдохновлялся ее природой и, рассказывая чужие истории, одновременно запоминал свою.
Выставка проходит при поддержке Юникредит Банка.