МАММ представил снимки Стешанова в программе «История России в фотографиях»

Урбанистические пейзажи, яркие и эмоциональные групповые снимки, спортивные соревнования, публичные и личные портреты… Фотографу Алексею Стешанову было подвластно все. Ему удавалось то, что не получалось у многих его коллег: с помощью снимков передать не только событие, но и его настроение. На каждой фотографии застывшее время разговаривает со зрителем. Глядя на работы Стешанова, можно прочувствовать целый спектр эмоций.


фото: предоставлено музеем

Выставка в МАММ начинается с портретов и автопортретов знаменитого фотографа. Его работы растягиваются на целых два этажа. От каждой веет настроением и какими-то определенными эмоциями, независимо от того, что именно отображено на снимке. Стешанов уделял много внимания технике (самолетам, военным машинам), городским пейзажам и, конечно же, людям. Поэтому в его коллекции фотографий так много портретов.

За время работы в газете «Известия» Алексей Стешанов объехал весь СССР, сопровождал в различных поездках крупных деятелей политики и культуры. Героями стешановских снимков стали Андрей Громыко, Михаил Горбачев, Вячеслав Зайцев, Алла Пугачева, Дмитрий Шостакович… Особенно ярко выделяются два портрета Майи Плисецкой с разницей в 20 лет. Стешанов смог запечатлеть не только саму балерину в закулисье, но и ее эмоции; возникает ощущение, что можно услышать даже мысли Плисецкой с фотографии. Эта способность ловить момент и настроение была настоящей визитной карточкой Стешанова.

Яркие снимки вечерних Москвы и Ленинграда занимают отдельное место в коллекции. На одних кадрах Алексей фокусировался на людях, их лицах и движениях, на других — уделял внимание зданиям, деталям архитектуры, пейзажу. Одна из самых известных в Сети фотографий — очередь в первый «Макдоналдс», которая растягивалась не меньше, чем на километр. Посредством таких снимков мы будто возвращаемся в то время, запечатленное и навсегда сохраненное.

Урбанистика стала одним из основных героев работ фотографа. Неоднозначное впечатление производит снимок из «Бухенвальда». Нужный угол и нужный кадр придали этой фотографии напрягающий вид. Даже в 70-х колючая проволока, ограждающая лагерь, выглядит жутко.

Часто на фотографиях Стешанова мелькают лица молодежи. Утренний кадр, который фотограф назвал «Выпускники встречают рассвет», наиболее ярко передает некое ощущение свободы, которое, вероятно, в тот самый момент испытывали выпускники.

Детские снимки тоже имеют место быть. Стешанов снимал школьников за партами и у доски, юных спортсменов, учеников музыкальной школы… Эти фотографии самые наивные из всей коллекции. В них нет никакой двусмысленности, они не напрягают, не пугают и не заставляют задуматься о политической ситуации в стране в то время. На снимках просто дети. Дети, которые ничего этого, быть может, и не замечали. При одном лишь взгляде на эти фотографии становится как-то по-домашнему спокойно.

После этой выставки ни у кого не останется сомнений: Стешанову было подвластно все. Личное и публичное, масштабное и камерное. Фотографу удалось запечатлеть как общий план времени, так и остановиться на каждом герое своих работ, делая акцент на его надеждах, целях, мыслях.

Корпоративный попечитель МАММ Норникель.