Марлен Хуциев предложил снять комедию о правах человека
Закрывая XXIII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер», его президент — кинорежиссер Марлен Хуциев — предложил снять комедию на тему прав человека.
Марлен Хуциев и Павел Чухрай. Фото: Ирина Кретова
Началось все с того, что представитель уполномоченного по правам человека в РФ вручил награду режиссеру Григорию Илугдину за документальный фильм «20 судеб и одна жизнь». Он — о 32-летнем Владиславе Пикулеве из Зеленокумска, у которого ДЦП, но он не только сам не теряет веры в жизнь, но помогает людям найти без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны родственников. Картина производит сильное впечатление и великолепно смотрится на большом экране, чего не скажешь о некоторых других неигровых работах. Впечатлившись увиденным, чиновник обратился к залу с призывом добиваться от телеканалов показа таких картин, поскольку ничего подобного в эфире нет. Выглядело это забавно, поскольку кому, как не чиновникам, добиваться принятия подобных решений. Потом уже Марлен Хуциев, насмотревшись мрачных картинок на экране про трудности жизни, сказал: «Странное ощущение! Мы видим борцов за права человека, но экран какой-то мрачный. Может, пора снять комедию? А то что мы видим на наших экранах? Криминал бесконечный, жратву бесконечную, прелюбодеяние и мордобой. Я предлагаю художникам сделать веселую, искрометную картину о правах человека». Затем Хуциев вручил награду от Гильдии режиссеров Павлу Чухраю за «Холодное танго», называл 70-летнего коллегу Павликом, и это было очень трогательно: «Я был другом твоего отца (легендарного Григория Чухрая, снявшего «Балладу о солдате». — С.Х.). Твои работы не уступают его фильмам. Павлик сделал замечательные картины с проникновением в человеческий характер». Чухрай же продолжил комедийный зачин и предложил начать веселый фильм о правах человека со сцены выхода выступавшего на «Сталкере» чиновника, призвавшего обычных зрителей обратиться к телевизионным начальникам. Разве не смешно, что не чиновники должны это делать, а те, кто не имеет возможности что-то изменить. Шуткам не было конца. Хуциев вспомнил о совместной поездке в Германию в советские времена, как ходил с Павлом Чухраем в поисках сервиза известной марки. Чухрай удивился: «Я его не искал. Я никогда сервизы не возил. Но помню, что мы ходили с Марленом в одинаковых пиджаках и нас считали кагэбэшниками. Но я уже в другом пиджаке. А Хуциев вроде бы все в том же, сером». — «Как-то странно! — парировал классик. — Получается, что я…» Вот вам и продолжение комедии. Найти бы режиссера, способного с юмором рассказать про жизнь в нашей стране.
Авторы фильмов рассказывали о множестве табу. Юлия Герра, снявшая документальный фильм «Радио К» о радио Кащенко в больнице имени Алексеева, говорила о том, что у нас вообще умалчивается тема ментальной инвалидности. Как людям объяснить, что это такое? Представьте, что у вас умер близкий человек и вы не знаете, как жить. А здесь все то же самое, но он жив. Просто у него психическое заболевание. И никто таким людям не сочувствует. Борис Дворкин награжден за фильм «Зебра» о родителях наркозависимых людей. Жертв наркомании гораздо больше, чем по официальной статистике, ведь у каждого больного есть близкие. По словам режиссера, жизнь с наркоманом — не жизнь, но люди живут. Выход из беды есть, и об этом авторы решили рассказать миру.
Режиссер и правозащитник Алексей Симонов вручал награду Дмитрию Завигельскому за картину «Диссернет. Эволюция альтруизма» — о жуликах от науки, о том, что огромное количество диссертаций заимствовано из других диссертаций. Для борьбы с этим несколько энтузиастов и основали сообщество «Диссернет».
Гильдия киноведов и кинокритиков наградила фильм «Военный фронт» Андрея Осипова, основанный на немецкой кинохронике, без единого слова, только с изумительно точной музыкой Антона Силаева. Война показана глазами немецких солдат, нахлебавшихся по горло в чужой стране. Они мерзнут в сильные морозы, катаются с ледяной горки, берут в плен советских солдат, и надо видеть глаза этих людей, их измученные лица. Сам Андрей Осипов входил в состав жюри, оценивавшего игровые картины. Вручая награду имени Анатолия Приставкина «Турецкому седлу» Юсупа Разыкова, он вспомнил фильм «Плюмбум, или Опасная игра» Вадима Абдрашитова. Казалось, что его герой ушел из нашей жизни, но оказывается, он вырос, вышел на пенсию и продолжает доносить и выслеживать. «Плюмбум» жив. И сыграл его в пенсионном возрасте ярославский актер Валерий Маслов. В ответном слове Юсуп Разыков заметил, что у «Сталкера» — свой бонус. С фестивалем можно проехать по стране, и тогда твой фильм бесплатно увидят 15 тысяч зрителей, что равно двум неделям проката в Москве.
Главную награду за лучший игровой фильм разделили две дебютные картины: «Чужой дом» Русудан Глурджидзе и «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Муж Русудан — Зураб Магалашвили, он же продюсер и исполнитель главной роли, приехавший в Москву из Грузии, — говорил о том, что кино надо делать вместе, особенно теперь, когда люди отдаляются друг от друга. «Чужой дом» снят в копродукции Грузии, России, Испании и Хорватии. Лучшим документальным фильмом жюри признало «Крестьянина» Вячеслава Орехова о Станиславе Кучинском, организовавшем в Псковской области фермерское хозяйство «Столыпин», чтобы жить среди полей и лесов, на свободе, заниматься сельхозтрудом и рассуждать о зарождении Вселенной и бозоне Хиггса.