Международный конкурс «Арабеск» отметил 30-летие: русский балет овладевает миром
Более 250 участников из 16 стран (Германии, Ирландии, Бразилии, Израиля, Японии, Южной Кореи и других), а также 9 регионов России… 5 золотых, 6 серебряных и 5 бронзовых медалей… Таковы результаты международного конкурса «Арабеск», раз в два года проходящего в Перми. Один из самых знаменитых и престижных во всем мире балетных конкурсов, носящий с 2012 года имя легендарной балерины Екатерины Максимовой, прошел в этом году в 15 раз и отметил свое 30-летие.
Юрий Выборнов (серебряная медаль, II премия) и Екатерина Клявлина (диплом). Фото предоставлено пресс-службой конкурса.
Уровень конкурса был традиционно высокий, отбор жесткий. Как результат: Гран-при — главную награду конкурса — не присудили никому.
Присуждение Гран-при на «Арабеске» вообще явление крайне редкое: всего три раза за всю историю конкурса. И последний такой призер – Кимин Ким, завоевавший Гран – при в 2012 году – сейчас одна из самых ярких звезд балетного небосклона.
Кроме, того, много сильных и обращающих на себя внимание танцовщиков не смогли пройти в третий тур.
— Очень тяжелый конкурс! — признается мне его главный победитель в мужской группе Никита Ксенофонтов, сравнивая «Арабеск» с другими балетными соревнованиями на которых он успел побывать.- Обычно, когда я на конкурсы приезжаю и вижу сразу претендентов, я вижу примерный уровень. Здесь это все очень плавало, потому что было очень много хороших, достойных участников. И постоянно это все менялось, все происходило достаточно для меня непонятно. Кого-то оставили, кого-то не пропускали на следующий тур. И постоянно я находился в каком-то подвешенном состоянии, потому что не понимал на кого ориентироваться.
Ксенофонтов — танцовщик яркий, с зашкаливающей эмоциональностью, резко отличающийся от других конкурсантов своей индивидуальностью. Мимо такого таланта жюри пройти (как прошло жюри московского конкурса) просто не смогло, присудив танцовщику первую премию и золотую медаль. И здесь вердикт жюри под председательством Владимира Васильева был настолько точным и безошибочным, что в этом вопросе с ним согласилась и публика, отдав Ксенофонтову (по результатам голосования) приз зрительских симпатий. Кроме того, за исполнение адажио из балета «Пер Гюнт» Никита Ксенофонтов и его партнерша Надежда Сорокина получили дипломы жюри прессы, как всегда работавшем на конкурсе.
Примерно в таком же положении находился и основной конкурент Ксенофонова на конкурсе танцовщик из Перми Кирилл Макурин, который в результате и разделил с ним золотую медаль и первую премию, а кроме того оказался обладателем второй премии в номинации «исполнитель современной хореографии».
И тут надо сказать об одной из самых прославленных своими выпускниками в стране и мире — пермской школе. Школа показалась на этом конкурсе просто блистательно. Помимо золота у Макурина, еще и в младшей группе сразу два победителя: золотая медаль у студента II курса пермского колледжа Данилы Хамзина, а серебряная у его брата-близнеца Алексея. И выступления на конкурсе этих танцовщиков полностью опровергают довольно распространенный миф о том, что на пермском конкурсе пермяки находятся в каком-то особом, привилегированном положении и им, как хозяевам конкурса, благоволит жюри.
По факту, вроде бы так оно и есть. Да, братья Хамзины и Никита Макурин получили призовые места. Но надо было видеть эти выступления: производившие самое благоприятное впечатление высокий рост и удлиненные линии никак не влияли на техническую составляющую этих талантливых участников. Не забывали юные исполнители и об образе. И в том видна работа педагога-репетитора близнецов Виктора Аликина, который хорошо потрудился и честно заработал премию жюри прессы за подготовку участников конкурса. А имена Никиты Макурина, Данилы и Алексея Хамзиных стоит запомнить любителям балета.
Самое благоприятное впечатление произвела и еще одна студентка этого училища Рэнцэндорж Булган представлявшая Монголию. Страна участницы не должна сбивать с толку, выучка у этой балерины пермская и серебряная медаль в старшей группе досталась этой танцовщице тоже по праву.
Лучше нее на конкурсе была только южнокорейская танцовщица Сон Чон Ын получившая золото, и в этом с вердиктом жюри тоже можно полностью согласиться. Так же, как и с безоговорочным лидерством в младшей группе другой южнокорейской танцовщицы Ким Ю Чин, несмотря на свой юный возраст практически уже готовой балерины.
Танцовщики из Южной Кореи, вообще, традиционно на Арабеске доминировали (их делегация включала 24 участника) и так же традиционно показывали великолепную к нему подготовку, но в отличие от прошлого конкурса они не стали почти исключительными обладателями призовых мест. Так еще один представитель этой страны Ан Сон Чон хотя и взял, после своего блестящего выступления на третьем туре конкурса серебро и вторую премию, но поделил её с россиянином Юрием Выборновым, солистом Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, в одиночестве представлявшем на этом конкурсе московские театры.
Со своим номером «Выйду ночью в поле с конем» поставленным для него Константином Матулевским он стал безальтернативным победителем, как исполнитель современной хореографии, и в этом ничего удивительного нет. Номер поставлен на русскую тему, а парень работал когда-то в национальном балете «Кострома», так что равных ему ни в русской теме (номер по стилю похож на номер Михаила Барышникова на песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые»), ни вообще в исполнении современной хореографии на этом конкурсе просто не нашлось. Отлично исполняет Выборнов и классику. Со своей партнершей обладательницей спец-приза «Надежда России» Дома Дягилева и дипломанткой конкурса в младшей группе Екатериной Клявлиной (представляла училище «Гжель») он был совершенно неотразим и технически виртуозен в pa d`esclave из балета «Корсар» и стал главным открытием конкурса «Арабеск». Особенно поразительно то обстоятельство, что этот танцовщик участвует в конкурсах впервые (так же как и его педагог-репетитор Дмитрий Забабурин), и жаль, что в июне артисту исполнится 26, а это возрастной предел для будущего участия в такого рода хореографических состязаниях.
Никита Ксенофонтов (золотая медаль, I премия).Фото предоставлено пресс-службой конкурса.
Самое большое впечатление на этом конкурсе было и от бразильцев, выпускников школы Большого театра в бразильском городе Жоинвиле. Особенно отметим Яго Маркоса отличавшегося на конкурсе исключительной красотой (он митис, в его жилах течет итальянская и индейская кровь), благородным обликом, красивыми ногами и «дотянутыми» стопами. Родился он на самом севере страны в городе Белема штат Пара, попал в училище в 13 лет из неблагополучной семьи, отца своего никогда не знал, мать его балет не любила и успехи сына на этом поприще не приветствовала. На конкурсе он заработал бронзовую медаль и третью премию, стал лауреатом жюри прессы, а также обладателем приза Пермского академического театра «За лучшее исполнение номера на музыку Чайковского». Его вариация из балета «Щелкунчик» и впрямь была вне конкуренции. Так же как и па-де-де из «Жизели», которое Яго проникновенно исполнил со своей партнершей Луанной Гондим, которая так же получила спец-приз пермского театра.
Призеркой третьей премии по старшей группе стала и еще одна выпускница школы в Жоинвиле Нунэс Майтэ, хрупкая как статуэтка из фарфора балерина, запомнившаяся своим изящным исполнением вариации принцессы Авроры из балета «Спящая красавица». Да и все бразильцы показали на «Арабеске» настолько хорошую подготовку и данные, что всю делегацию в составе 5 человек, заслуженный артист России, художественный руководитель пермского балета Алексей Мирошниченко пригласил в свой театр. А Владимиру Васильеву за организацию этой школы при жизни в Бразилии следует поставить памятник. Великий танцовщик это заслужил. Школа функционирует настолько хорошо, что почти каждый год её выпускники пополняют лучшие труппы мира.
Конкурс современной хореографии, традиционно проходящий в рамках «Арабеска» и получивший статус полноправной номинации 8 лет назад, один из самых авторитетных на всем постсоветском пространстве. Сюда всегда съезжаются наиболее интересные хореографы, и на это раз за премии здесь боролись 88 участников из России, Японии, республики Беларусь, Латвии и Кыргызстана.
Но итоги этого конкурса представляются не столь бесспорными, как у классиков. Алексей Расторгуев поставил хороший номер «Мой милый Сердан» на песню Эдит Пиаф (особенно тут впечатлило исполнение Александра Таранова), но на первую премию (которую в итоге ему и присудили) не тянул никак. Не слишком впечатлил своей оригинальностью и номер Марии Маркуниной «Иуда Искариот» получивший вторую премию. Неплохая, но вполне стандартная хореография. На конкурсе присутствовали и более самобытные номера.
— Мои личные предпочтения и мои оценки, например, не очень совпали с итоговыми премиями, которые присудило жюри – объясняет мне результаты конкурса член жюри Раду Поклитару. — Потому что жюри все равно это коллективный разум, который основывается на предпочтениях, на художественных приоритетах всей компании жюри. Я могу отметить некий прогресс в уровне работ современной хореографии на конкурсе «Арабеск». В частности, есть работы, которые реально зацепили меня как хореографа, а это сделать непросто. Когда меня спрашивают, почему тебе понравился тот или иной номер, я отвечаю, что если я вижу, что я такой номер могу поставить за 45 минут репетиций, то в этом нет искусства. А когда я вижу, что человек показывает нечто, что я никогда до этого не видел, совершенно новое (свежее, изобретенное, рожденное), то тогда для меня это искусство, и такие номера на конкурсе были. Не буду перечислять всех, но могу сказать, что на меня сильное впечатление произвели две работы из Челябинска. Одна называлась «Сто восемь» Татьяны Крицкой и Дениса Чернышова, другая «Фауна» Кристины Леоновой. Это чистая форма и именно по языку, по лексике, музыкальности, по исполнению, я их и выделил.
В любом случае предпочтение тех или иных хореографов – дело вкуса. Помимо названных Раду Поклитару участников, кстати, получивших дипломы жюри прессы, я бы отметил интересные номера Никиты Иванова из Москвы (для конкурса он их подготовил целых пять), Софьи Гайдуковой (тоже отмечена жюри прессы), Алисы Руденко, Марии Гуляевой, Романа Осипова и некоторых других хореографов.
Доволен результатами конкурса и его художественный руководитель, а также бессменный председатель жюри, один из самых выдающихся танцовщиков XX века Владимир Васильев:
— Еще раз укрепился во мнении — на конкурсе очень высокий средний уровень. И думаю, что такой высокий уровень в России не только в балете, но и вообще во всех видах театрального искусства. И конечно же всем нам очень хочется увидеть кого-то… Чтоб это был просто невероятный талант! Но должен сказать, что все-таки какие-то представители на этом конкурсе (и в этом я абсолютно уверен) в будущем могут стать действительно такими «звездочками». Прежде всего конечно эта девочка-кореянка Ким Ю Чин. Причем явно совершенно, что уже сейчас, хотя ей еще только 18 лет, она уже большая, готовая балерина. Я очень люблю артистов, которые слышат музыку. И несмотря на то, что иногда бывает так, что она чуть-чуть быстра, они все равно в неё успевают. Или наоборот, в медленном темпе они её проговаривают: пропевают то, что они слышат. И настолько это делают музыкально, что не могут не тронуть людей.
Если говорить о результатах конкурса современной хореографии, то очень рад, что мы сделали этот конкурс отдельным.
— Я обратил внимание, что в основном призы получили не те хореографы и танцовщики, кто выступал в этом отдельном конкурсе, но те, кто исполнял современные номера в основном конкурсе…
— Правильно! Хорошо, что вы на это обратили внимание. Это как раз хорошо. Потому что это означает, что у нас нет того большого различия между современностью и классикой. И лучшее доказательство тому – те классические танцовщики, лучшие из которых, прекрасно себя чувствуют сейчас и в современном танце. Но главным образом я рад за то, что все-таки и у нас появляются хореографы, которые несравненно лучше для меня, осмысленнее, нежели западные. Это самое главное!
— Прекрасные впечатления от этого конкурса от бразильцев…
— Это уже несколько выпусков подряд! Аманда Гомес, уже у нас лауреат двух конкурсов: серебро на Арабеске в 14 году и золото в Варне. И можно гордиться тем, что наша школа в Бразилии, единственная школа Большого театра за рубежом нашей страны, дает такие результаты. Там, конечно же, именно наши русские традиции. Традиции Большого театра и русского классического танца! И это здорово! И подтверждение: встретил сейчас на конкурсе Маргариту Кулик, которая долгое время работала в Корее, и она мне говорит: «Я все время с удовольствием вижу корейцев, как родных!» И я ей сказал: «Вы делаете огромнейшее дело!» Мне нравится, что именно наша русская школа овладевает всем миром!
— Владимир Викторович, по сравнению с прошлым конкурсом среди победителей все-таки много русских. Смотрите, какой сумасшедший успех у публики имел Никита Ксенофонтов, Юрий Выборнов. Ведь на прошлом конкурсе все-таки преобладали корейцы.
— Да, ведь еще в 2012 году был кореец феноменальный совершенно — Кимин Ким. Он просто потрясающий! Но на этом конкурсе себя очень хорошо показали русские артисты. И это тоже очень хорошо! Вот пермская школа – я все время раньше видел, что у них был недостаток, например, во вращениях. Вот вроде бы хорошая форма, а вращения такого крепкого нет! А сейчас я вижу – они стали вращаться великолепно.
— По поводу Перми… Все время слышу, что на этом конкурсе есть приоритет Перми. Своих танцовщиков они якобы тянут. Про конкурс говорят: зачем туда ехать, там Пермь всё своим отдаст. Но вот я посмотрел, и убедился — какая великолепная здесь школа! Какие замечательные здесь мальчики – Данила и Алексей Хамзины!
— Да это же не потому что они из Перми, мы, жюри, им призы даем. Они по праву занимают места. Они сейчас действительно крепче и лучше. Сколько девочек из Перми разбросано по всему свету! В Питере, в Москве они танцуют и так далее… Потрясающие же девочки были. А сейчас ребята великолепные появились.
— Так что результатами конкурса вы удовлетворены?
— У меня очень и очень приятные впечатления от конкурса. Они всегда здесь у меня были приятными, потому что в Перми какая-то атмосфера другая. Она теплая! В этот период времени весь город, включая всех конкурсантов и жюри, действительно дышит в унисон. Вот это мне больше всего нравится. Никаких подводных течений, никакого политеса: надо этим дать, потому что тем не дали… Отступают все привязанности личного характера. Есть только один критерий – нужно танцевать хорошо или очень хорошо. И тогда не важно кто: кореец, китаец, еврей, узбек, танцовщики из Казахстана (очень хорошие), из Кыргыстана (тоже)…. Вообще, огромное количество участников, которые не получили медали, а получили только дипломы, а некоторые вообще ничего не получили… Но все равно — это уровень! Раньше было это гораздо лучше видно, потому что рядом еле-еле кто-то что-то делал. Был разрыв. А сейчас я вижу огромный профессиональный уровень, и он все-таки стал очень высок!