ММКФ открылся с накладками: ведущий рассыпал карточки, литовца назвали россиянином
Открылся 40-й Московский международный кинофестиваль. Произошло это раньше привычных сроков. Обычно он проходил в июне. Но надвигающийся ЧМ по футболу изменил график. Организаторам фестиваля пришлось работать в ускоренном режиме. Церемония прошла с накладками: литовского режиссера назвали российским, а ведущий Игорь Верник рассыпал карточки с текстом. Спасал ситуацию Никита Михалков, шутивший про отравление Скрипалей.
фото: Геннадий Авраменко
По звездной дорожке прошли члены жюри, которое в последний момент украсила немецкая актриса Настасья Кински. Родители назвали будущую актрису в честь героини романа «Идиот» Достоевского — Настасьи Филипповны. Компанию Кински составили: американский актер Джон Сэвидж, снимавшийся в «Крестном отце 3», «Любовниках Марии», «Твин Пиксе» и «Секретных материалах», а также российский режиссер Анна Меликян, китайский режиссер Лян Цяо и президент жюри — итальянский продюсер Паоло дель Брокко.
Сразу после торжественной церемонии показали итальянский конкурсный фильм «Неаполь под пеленой» Ферзана Озпетека. Всего в главном конкурсе участвуют 14 картин из 16 стран.
Список российских фильмов пополнился буквально перед началом фестиваля «Спитаком» Александра Котта, рассказывающем о землетрясении 1988 года в Армении.
«Люди остались один на один со стихией. Это фильм-реквием, — говорит режиссер. — Огромная страна рассыпалась на осколки, раздираемая национальными противоречиями. И тут пришла беда, заставившая забыть о распрях, вспомнить о том, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Казалось, что весь мир собрался в городе мертвых, чтобы воскресить его».
Ранее были заявлены две картины — «Царь-птица» Эдуарда Новикова на якутском языке (впервые картина из Якутии в главном конкурсе фестиваля) и «Ню» китаянки, актрисы «Гоголь-центра и финалистки «Голоса» Ян Гэ, учившейся во ВГИКе. И все это российское кино.
О нем замолвил похвальное слово на церемонии открытия министр культуры Владимир Мединский: «Небывалый подъем испытывает российское кино. Каждый второй зритель, посетивший кинотеатр, посмотрел российское кино. Таких показателей не было со времен Советского Союза».
Гости фестиваля, а это известные кинематографисты и прокатчики в кулуарах говорили совсем о другом. Например, о том, что даже участие Хабенского не спасает ситуацию с прокатом фильма. Проблем тьма, а у нас с трибун звучат бравурные речи.
В жюри документального конкурса вошли: директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова, имеющая режиссерское образование и два фильма за плечами, руководитель фестиваля документального кино в Шеффилде Лиз Макинтайр, литовский документалист Салюс Бержинис в качестве председателя. На неуклюжей церемонии открытия, его назвали российским режиссером, так что президенту фестиваля пришлось спасать ситуацию.
Михалков пытался сгладить и другие накладки: «Все так нормально началось…С крушения пюпитра…» Ведущий церемонии Игорь Верник в порыве эмоций так размахивал руками, что завалил «тумбочку». Карточки с текстом рассыпались, а его надо было как-то произносить. В общем, все прошло весьма неказисто. Но пафос Михалкова творит чудеса. Его речь оказалась смешной и величавой, так что происходящее превратилось в комедию.
фото: Геннадий Авраменко
Никита Михалков
«Наша семья — кино, — произнес он. — Не побоялись кинематографисты Великобритании того, что будут здесь отравлены. Приехали. Мы считаемся страной-изгоем. Мы что-то творим.
Саулюса Бержиниса объявили российским режиссером, а он — литовец. Я сам из рода Гедиминовичей. Имею право получить второе гражданство, но терплю». Для тех, кто забыл, Гедимин — великий литовский князь. Так что будет о чем в Литве призадуматься.
В день открытия призом за вклад в мировой кинематограф посмертно отметили Олега Табакова. Произошло это накануне 40 дней с момента его ухода, о чем напомнил принимавший награду Павел Табаков — сын Олега Павловича.
20 апреля «Непрощенным» Сарика Андреасяна откроется российская программа, а это своего рода фестиваль в фестивале, неизменно привлекающий внимание зарубежных гостей.
Картина основана на реальных событиях, а роль архитектора Виталия Калоева, потерявшего в авиакатастрофе 2002 года всю семью и убившего в ответ виновного в трагедии авиадиспетчера, сыграл Дмитрий Нагиев. Так что теперь можно сравнить его работу с тем, как это сделал Арнольд Шварценеггер в драме «Последствия» Эллитта Лестера. Сарик Андреасян считает, что эта страшная история стала забываться, к ней неоднозначно относились во всем мире, поэтому важно, чтобы зритель сделал собственные выводы.