«Мы — удивительные люди»: лучшие цитаты Михаила Задорнова

Симптоматично, что уход Михаила Задорнова в кругах интеллигенции воспринимается не столько как уход какого-то телеклоуна-смехача, — Задорнов олицетворял собой, всей своей биографией чаяния целого поколения; его рефлексия — это рефлексия изначально свободного, полнокровного человека, упивающегося просторами огромной страны, и только потом, позже всё это полнокровие начало сужаться как шагренева кожа, из смеха — как явления — почти исчезли искренность и легкость, и Задорнов вошел — вместе со страною, вместе со своим поколением — на территорию грусти, двусмысленности, где людям его полета (он-то сам из МАИ) было уже не место. Не ради этой всей нынешней мелкоты они когда-то откладывали свои инженерские дипломы, бросаясь, сломя голову, в театр и драматургию…


фото: Сергей Иванов

О всем этом с грустью в голосе говорят люди, хорошо знавшие Задорнова, — размышляет Михаил Швыдкой:

— Михаил Николаевич Задорнов принадлежал к тому замечательному поколению людей, которых можно назвать «поздними детьми Оттепели». Или последними детьми. Они начинали в студенческих театрах, они были ровесниками народившегося КВН, они старались воспринимать жизнь весело, радостно… это было время, когда юмор еще не был грустным. Когда смеялись не только над кем-то, не только над чьими-то пороками, а смеялись просто от полноты жизни. Смеялись от радостного ощущения бытия. Грусть пришла позже. Ирония — еще позже. А горечь подобралась уже к середине жизни. И Миша Задорнов был одним из самых ярких явлений этой замечательной когорты людей, которые создавали Молодежную редакцию Центрального телевидения, которые создавали студенческие театры в МИСИ, в МИИТе, в МГУ…

— Он-то сам из Авиационного…

— Да, он из МАИ. Задорнов был инженером, который захотел летать, но только в литературе. Его полеты во сне и наяву были настоящими, он совершал самые разные кульбиты, занимаясь самодеятельностью даже в Доме культуры КГБ. И одновременно он хотел быть человеком слова. Человеком литературы. Это одно из, может быть, самых страстных желаний людей, которые впервые почувствовали успех на эстраде, читая собственные рассказы. Таким людям очень хотелось, чтобы их тексты начали жить отдельно от них. Им очень хотелось почувствовать себя настоящими писателями, литераторами, когда их слово оживает в устах другого исполнителя. Я никогда не забуду, как мы печатали первую короткую пьесу Задорнова в журнале «Театр», и как он радовался тому, что он написал пьесу, которую будут играть другие люди. Это желание разделить себя на сцене и себя в строках, напечатанных на бумаге, — было Мише всегда присуще.

— Вы очень давно с ним знакомы…

— Да. Когда мы познакомились много лет назад, он был безмятежно веселым. Радостным. А когда мы с ним виделись в последний раз, он был грустно-ироничным до желчности. Для себя он придумал новый контакт с публикой, играя в разного рода филологические и историко-лингвистические игры, доказывая, что все главные слова и понятия произошли от старославянского или, на худой конец, из русского языка. Он всегда чувствовал себя человеком большой страны. Наверное, также, как и его папа Николай Задорнов был авторов замечательных романов о мировом океане. И оба они себя чувствовали на этих огромных просторах прекрасно. Его любили зрители, его любили друзья, и прощали ему его странные, порою, инвективы, «разоблачающие» американский империализм. Прощали потому, что просто… его любили. И когда его теперь не стало, это место, которое он занимал, останется незаполненным. Потому что он был частью нашей жизни, частью нашей молодости и зрелости, он также понимал, как и мы, шутку юмора. И также горько смотрел на жизнь, которая как песок просыпалась между пальцами. Светлая ему память.

***

Михаил долгое время был нашим автором, был тесно дружен с редакцией, а потому не грех еще раз взглянуть на…

Лучшие цитаты Михаила Задорнова

— Мы презираем Запад, однако это не мешает нам во всем его копировать.

— Когда русские заглядывают в комнату и видят, что там никого нет, они говорят «ни души». То есть, главное в человеке – это душа. А англодумающие в таких случаях говорят «nobody» — нет туловища. Это очень точно отражает их психологию. Для них человек это туловище, а для нас – душа.

— На вопрос журналистов «Почему у вашего пресс-секретаря такой дорогой аксессуар?» Владимир Путин отшутился: «А, по-вашему, Песков должен носить песочные часы?!» Но про себя подумал: «Пора «кого-то» пропесочить!..»

— Нашему народу гораздо легче придумать вездеход, чем привести в порядок дороги.

— Проблемы тысяч российских неимущих президент мог бы решить лишь с помощью правой руки своей правой руки. (о часах Пескова)

— Дмитрий Песков заявил, что часы стоимостью 37 миллионов рублей ему подарила Навка. Это редкий случай, когда мужчина предложил женщине руку, а она её позолотила.

— Россия — огромное государство с непредсказуемым прошлым!

— Русская княжна Анна Ярославна, которая стала знаменитой королевой Франции, выйдя замуж за короля, была хуже всех при французском дворе: она одна умела читать, мылась и чистила зубы — вот русская дикарка.

— Мы бравируем объемом выпитой водки и тем, что наши милые представительницы слабого пола самые сильные!

— Россия обречена на вечное процветание! Ведь цивилизация обычно заканчивает свое существование в момент самого расцвета ее культуры.

— Америка подарила России свободу от СССР. Теперь мы СВОБОДНО можем одеваться как клоуны, бухать, наркоманить и умирать молодыми, мы СВОБОДНО можем посылать на три буквы родителей и забивать на учёбу, можем не обращать внимания на детей и не искать себе работу, мы СВОБОДНО можем быть бандитами и проститутками, лесбиянками и геями.

— Мы — удивительные люди. Хотим жить как все живут, при этом пытаемся быть непохожими на остальных.

— Конечно же, русский язык не крутой, русские фильмы не модные, традиции и культура варварские, ведь лучше одеть в минус тридцать китайские кроссовки, чем тёплые, но не модные валенки.

— Как уразуметь это выражение: «эшелоны власти»? Их сокращают, увольняют, а их как и прежде эшелоны.

— Как можно спорить, при чем лучше жить: в капиталистическом или социалистическом обществе, — ведь при социализме еще ни один человек не жил.

— Все народы используя демократические методы борются за свое будущее и только мы сражаемся с нашим прошлым. И, что поражает, ведь постоянно мы побеждаем!