На Берлинале недуги тела победили душу: секс и румыны

68-й Берлинский кинофестиваль завершился победой радикального румынского фильма «Не прикасайся» Адины Пинтилие. Из 19 картин, участвовавших в конкурсе, жюри под руководством немецкого режиссера Тома Тыкквера выбрало именно его, вручив «Золотого медведя». Год назад аналогичной награды была удостоена венгерская картина «О теле и душе», где баланс тела и души был гармонично соблюден. Теперь победило тело – несовершенное, приносящее несчастье людям, страдающим физическими и психическими недугами. В сторону инклюзивного театра последовало мировое кино.

Кадр из фильма «Довлатов».

По звездной дорожке проехал на коляске один из непрофессиональных актеров, снимавшийся в картине. Он не может самостоятельно передвигаться, на его лице постоянная улыбка, поскольку рот не закрывается. Он как и другие актеры с особенностями занимается на экране сексом с толстушкой. А зрители вместе с главной героиней — дамой за 50- наблюдают за шокирующей любовью. Дама и сама с травмой. Она боится собственного тела, пытается как-то справиться при помощи специалиста со своей тягой к бесконтактному сексу. В итоге она обретет свободу. Но какой ценой.

На нынешнем Берлинале много говорили о теле, часто забывали о душе. Но были фильмы, рассказавшие о том, что переживали из создатели. Приза ФИПРЕССИ в программе «Форум» удостоена дебютная китайская картина «Слон сидит спокойно». Ее режиссера – 29-летнего Ху Бо – уже нет на свете. Он не дожил до премьеры. В конце 2017 года его нашли повешенным на лестничной площадке. Он был выпускником Пекинской киношколы и стал настоящим открытием Берлинале. И слишком сложным человеком, а может быть, просто слабым.

Актуальные картины не прошли сквозь сито жюри, включая норвежский фильм «Утейя. Июль 22» Эрика Поппе о трагедии, унесшей десятки жизней во воле Брейвика. На Берлинале любят зажигать звезды, награждать самых непредсказуемых героев, о которых иногда через год никто и не вспоминает. Президент жюри немецкий режиссер Том Тыквер в этом смысле постарался. Сюрпризам не было конца. Не зря ведущая церемонии расспрашивала его в самом начале о возможных неожиданностях. Одна из них — «Серебряный медведь» за артистические достижения (так здесь называют художественные достижения, включая работу операторов, композитора, художника) фильму «Довлатов» Алексея Германа-младшего и конкретно – художнику-постановщику и художнику по костюмам, жене режиссера Елене Окопной.


фото: Светлана Хохрякова
Елена Окопная.

За лучшую режиссуру наградили отсутствовавшего на церемонии Уэса Андерсона, чья анимационная картина «Остров собак» (Великобритания-Германия) открыла Берлинале. Никогда прежде мультипликационный фильм на давал старта фестивалю. Награду за Андерсена получал актер Билл Мюррей, озвучиввший вместе с другими звездами первой величины одного из псов. Взяв в руки «Серебряного медведя» Мюррей пошутил по поводу того, что медведем награждают за собак. В тот вечер он проявил отменное чувство юмора, сохраняя серьезность. Собственно с Мюррея и началась церемония награждения. Ведущая обратилась к нему, сидящему в зале, с расспросами по поводу того, курит ли он. И неотразимо-невозмутимый Билл поднялся на сцену. Интересно, что за его спиной сидела Елена Окопная, которая через несколько минут получила «Серебряного медведя», что стало полной неожиданностью для всех, включая группу, и саму Елену.

Уже со статуэткой «Медведя» в руках, Елена отвечала на вопросы журналистов: «Эта история была вызовом для нас. Мало что сохранилось, даже фотографий того времени. Мы с уважением к нему относились. В августе 2015 года начали работать над картиной, почти полгода посвятили созданию среды. Все сделано с нуля, вплоть до кариатид. Важно было поймать парадоксы. Героиня играет на рояле, а рядом — бутылки, в которых она консервирует овощи».

Въедливый журналист из Германии расспрашивал: «Какой приз вы бы хотели выиграть? Какой было бы правильно дать вашей картине?»

Елена смущенно ответила: «Сложно обсуждать то, что уже произошло. Мне кажется, что доля фарта всегда присутствует. Свою роль играет попадание в нужное время в нужное место. Об этом лучше может рассказать режиссер Алексей Герман».

Елена самоотверженно воссоздавала советскую эпоху, руководила сбором вещей той поры, благо питерцы их несли и несли. Поскольку бюджет был скромным, то победили энтузиазм и одержимость. Алексей Герман говорит, что если бы не Елена, то ничего бы и не было. У нее был план коммунальной квартиры. Елена знала, в какой комнате, кто из героев живет. В общем, работала как управдом.

Предыдущий фильм Алексея Германа «Под электрическими облаками» тоже получил на Берлинале награду за артистические достижения, но тогда «Серебряный медведь» достался операторам.

Награды за актерские работы получили юный французский актер Антони Бажон, сыгравший в «Молитве», и актрисе из Парагвая Ане Браун, исполнившую роль художницы в «Наследницах». Она действительно очень живая и непосредственная, с бездонными аквамариновыми глазами, и очень деликатно показала, что такое женская любовь и дружба. Героини фильма живут как мужи жена. Мужчинам в их мире места нет. Режиссер «Наследниц» Марсело Мартинесс отмечен призом имени Альфреда Бауэра -.основателя Берлинале. Вручается награда за перспективы и инновации. Мы действительно увидели совсем незнакомый нам кинематограф неизвестной по сути страны. За «Лучший сценарий» совсем уж неожиданно отметили мексиканский «Музей». Написан он дуэтом Мануэля Алкала и Алонсо Руиса Палашиоса. Герои фильма похищают сокровища из музея. Один из них в исполнении Гаэля Гарсиа Берналя словно бы унаследовал роль от советских «Стариков-разбойников» Эльдара Рязанова, где пенсионеры Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева занимаются примерно тем же, причем, не менее доморощенным способом.


фото: Светлана Хохрякова
Два «Медведя» у «Наследниц». Режиссер Марсело Мартинесс и его актриса Анн Браун.

Гран при жюри получила польская картина «Лицо» Малгожаты Шумовской, у которой уже есть «Серебряный медведь» за фильм «Тело». Ее новая лента рассказывает о человеке, лишившимся лица. Он получил травму при возведении гигантского памятника в заштатном польском городишке. Важно то, чтобы новый Иусус превзошел размерами статую в Рио-де-Жанейро. Как после случившегося жить, когда даже любимая девушка предпочла бросить своего недавнего возлюбленного. Картина снималась как метафора современной Польши с ее чрезмерным погружением в религию, страхами и предрассудками, стремлением противостоять современной Европе. Актеру «без лица», а это муж режиссера, ежедневно накладывали грим по четыре-пять часов, чтобы в итоге лишить его подвижности. В какой-то момент авторы фильма перебрали с уродством, сведя все к безвкусице.

В конкурсе участвовало три интересных немецких картины, двум из них прочили главную награду. Но Том Тыквер сделал вид, что достижений у немецкого кино нет. Как это по-нашему. Советские режиссеры когда-то славились тем, что выступали на международных фестивалях против присуждения наград своим соотечественникам.

По красной дорожке Берлинале прошла незнакомка. На ее груди была надпись: «Я вынужден остаться дома». На голове – что-то вроде пакета с портретом Кирилла Серебренников, которому в очередной раз продлен домашний арест. Его фильм «Лето» о Викторе Цое представляли на берлинском кинорынке.