На Международном кинофестивале в Салониках наградили российскую актрису Дарью Жовнер

58-й Международный кинофестиваль в Салониках — крупнейший не только в Греции, но и на Балканах. Российские картины в нем постоянно участвуют, интерес к российскому кино есть. В этом году выбрали «Тесноту» дебютанта Кантемира Балагова.


Образ фильма «Сын Софии». Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля

Она вошла в основной конкурс, состоявший из 14 фильмов, и получила «Приз человеческих ценностей» от телеканала парламента Греции. А исполнительница главной роли – дебютантка Дарья Жовнер — отмечена призом жюри за лучшую женскую роль. Кантемир Балагов хотел рассказать российскому зрителю, что такое Северный Кавказ на основе реальной истории про похищение людей. Но его картину гораздо в большей степени оценили за пределами нашего отечества. «Я — житель Российской Федерации, читаю русскую литературу. Если у кого-то возникли мысли, что я против России, то это не так» — говорит Кантемир. Его фильм о традициях и тесноте нахождения в них: «Традиция должна быть внутренняя, не внешняя. Если она преобладает над человечностью – это очень опасно. Поэтому мой фильм могут и не принять». Похоже, так и случилось на его родине – в Кабардино-Балкарии, где в жителях проснулся патриотизм. Земляки Кантемира утверждают, что ничего подобного у них не было. Дарья Жовнер рассказала о своей героине: «Ею движет желание быть свободной. Она ребенок в какой-то степени. Я многое делала интуитивно, но о многом мне рассказывал Кантемир — как это на его родине происходит».

В Салониках в дни фестиваля жизнь кипела. Прошли демонстрации, без которых Грецию теперь трудно представить. Люди шли по главной торговой улице до площади Аристотеля, а это центровая точка фестиваля. Там расположен старейший кинотеатр города и постоянно толпится народ. Демонстранты – молодые и пожилые — несли растяжки и транспаранты с требованиями повышения зарплат и пенсий, снижения налогов. Эти же люди потом заполняли кинозалы.

Жюри возглавляла палестинский режиссер, продюсер и актриса в одном лице, заметная фигура «Арабской новой волны» Аннамари Ясир. Она сняла фильмы «Рандеву», «Соль этого моря», «Когда я тебя увидел», бывала со своими работами на Каннском, Венецианском и Берлинском кинофестивалях, продюсирует независимое кино в своем регионе.

Главная награда фестиваля «Золотой Александр Тео Ангелопулоса» получила приставку имени после трагической гибели выдающегося греческого режиссера в пригороде Афин во время съемок фильма «Другое море». Драматические события произошли 24 января 2012 года, когда Ангелопулоса сбил мотоциклист поблизости от съемочной площадки. Греческий классик так и не закончил свою трилогию. Главный приз, подкрепленный денежным вознаграждением в 8 тысяч евро, получила шведская картина «Вороны» Йенса Ассура. Отмечен а лучшую мужскую роль и актера Peine Rrynolfsson в этой картине . «Серебряный Александр – у иранской ленты «Ни даты, ни подписи» Вахида Джалильванда. Ее герой – коронер, и он устанавливает причины внезапных и необычных смертей. В один прекрасный день к нему попадает труп со знакомым лицом. «Бронзовый Александр» за лучшую режиссерскую работу получил режиссер датско-исландской картины «Зимние братья» Hlynur Palmasan. Особо отмечено жюри и звуковое решение этого странного и очень изысканного фильма о людях, зарабатывающих на жизнь тяжелым физическим трудом, живущим в депрессивном захолустье.


Выставка «Корни». Фото: Предоставлено пресс-службой фестиваля.

Специального упоминания жюри удостоен и роскошный 91-летний американский актер Гарри Дин Стэнтон, хотя он явно достоин большего. А отметили его за роль в фильме «Лаки» дебютанта Джона Кэррола Линча — однофамильца Дэвида Линча. Стэнтону в сентябре исполнился 91 год. В его фильмографии — «Крестный отец 2» Копполы, «Последнее искушение Христа» Скорсезе, «Париж, Техас» Вендерса. Он – легенда инди-кино. Снимался Стэнтон и в «Твин Пикс» Дэвида Линча, а теперь у них несколько совместных роскошных сцен в захолустном баре, где герой Дэвида Линча периодически поднимает стакан томатного сока за президента Рузвельта. Именно эти кадры вызывают в любой аудитории ликование. Техасский старик Лаки чтит ковбойские традиции. Что бы ни происходило, как бы он себя ни чувствовал, он поднимается с постели, надевает ковбойскую шляпу и ковбойские сапоги и идет в бар. Доведет однажды его завсегдатая в облике Линча до слез. Это конечно суперсцена – плачущий Дэвид Линч. Но актер он так себе, скажем честно. Однако, одно только его появление на экране сделало этот фильм чем-то особенным. 54-летний режиссер Джон Кэррол Линч – тоже актер, снявшийся в «Фарго» братьев Коэн, телесериале «Ходячие мертвецы», «Зодиаке» Финчера. Теперь он – многообещающий дебютант.

В Салониках широко представляют греческое кино. Его массивный блок теперь напоминает фестиваль в фестивале. Все усилия брошены на то, чтобы показать миру свои достижения. В каждом греке живут герои мифов, и это чувствуется во многих картинах. Все происходит это само собой. Никто специально этим не озабочен. Но трудно быть последователями античных богов и героев. Многие греческие фильмы созданы в копродукции с Францией, Албанией, Польшей, Турцией, Германией, Данией. Иногда невозможно догадаться, в чем заключается участие греческих кинематографистов.

Большая часть фестивальных показов и мероприятий проходит в бывших рыбных складах в порту. В одном из них организовали выставку «Корни», чтобы представить 14 картин главной конкурсной программы. 14 фильмов, 14 начал, 14 корней духа – так это позиционировалось. Выставка стала своего рода навигатором для зрителей. 14 молодых греческих художников представили свое видение фильмов. На дисплеях транслировались их фрагменты, а рядом – инсталляции, образы которых чаще всего не совпадали с представлениями тех, кто уже посмотрел конкурсные ленты. К примеру, «Теснота» Кантемира Балагова воплотилась в композицию с геометрической фигурой из натянутой как тетива ленты и низким деревянным помостом, напоминающим скамью. Таким образом, художники выразили мысль о персональном шансе каждого из нас на свободу.

Самая эффектная инсталляция, связана с образами, навеянными фильмом «Сын Софии» Элины Псикоу, созданным в копродукции Греции, Франции и Болгарии. На фоне желтой стены — перекладина с пучками натуральных волос. Герой фильма -11-летний русский мальчик Миша. В 2004 году он покидает Россию со своей матерью, не подозревая о том, что в Греции его ждет новый папа. Афины готовятся к Олимпиаде, а у ребенка с плюшевым олимпийским мишкой – свои переживания. С таким же успехом инсталляция к «Сыну Софии» могла быть отнесена к фильму Александра Пейна «Короче», где героя Мэтта Дэймона стригут перед тем, как превратить с 20-ти сантиметрового человечка. Пейн, чья картина в сентябре открывала Венецианский кинофестиваль, лично представил ее в Салониках. Пять лет он работал над ним. С трудом собрал необходимый бюджет. Зато теперь его появление на улице сопровождается выкриками: «Александр Пейн, Александр Пейн». Его узнают продавцы и гурманы искусства. Он стал настоящей звездой в Салониках, и многих поразил необыкновенной скромностью, интеллигентностью, интересом к истории чужой страны.

Среди почетных гостей фестиваля также был шведский кинорежиссер Рубен Эслунд, чья картина «Квадрат» завоевала в этом году «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля. В Салониках прошла его ретроспектива. Показали его самые ранние документальные и короткометражные работы. Ничто в них не предвещает дальнейшего триумфа. Организовали и ретроспективу венгерского режиссера Ильдико Энейди, чей недавний фильм «О теле и душе» получил «Золотого медведя» Берлинале. В нее вошел и фильм «Мой XX век» с участием Олега Янковского. Это большое достижение организаторов фестиваля – показать путь тех, о ком теперь столько говорят, и пригласить самих ньюсмейкеров. Ретроспективы сделали этот киносмотр оригинальным.

В Салониках периодически проходят сеансы с сурдопереводом. Он сопровождает церемонии открытия и закрытия фестиваля. В этом году пригласили молодого еще человека в инвалидной коляске переводить речи гостей с английского на греческий. Он делал невероятные усилия, чтобы подойти к сцене, а потом покинуть зал, опираясь на плечи сотрудников фестиваля. Но все это вызывало доверие и симпатии зрителей.