Президентом жюри Токийского кинофестиваля Томми Ли Джонс составил компанию «Принцу Кабуки»
В программе 30-го Токийского международного кинофестиваля нет ни одной российской картины. Они вообще здесь – большая редкость. Хотя год назад фильм «После тебя» Анны Матисон с участием Сергея Безрукова был отобран в главный конкурс.
фото: AP
В этот раз в нем – 15 картин: «Забудь о Нике» легендарного немецкого режиссера Маргерет фон Тротты, «Зерно» одного из самых ярких турецких кинематографистов Семиха Капланоглу, известного по трилогии «Яйцо», «Молоко», «Мед», французская картина «Мэрилин» с участием Ванессы Паради. В конкурсе также представлены две японские ленты, фильмы из Финляндии, Китая, Люксембурга, Ирана, аскетичная и прекрасно снятая болгарская картина «Корабль в комнате» Любомира Младенова, где даже голуби в грязной луже выглядят эффектно, грузинская лента «Наме» Зазы Халваши. «Света» режиссера из Казахстана Жанны Исабаевой снята частично на русском языке, а в основном на языке жестов, поскольку снимались в ней русские слабослышащие актеры Лаура Королева и Роман Лысцов. Фильм жесткий и беспощадный. Его героиню Свету едва не уволили из швейной мастерской, где она бригадир, а у нее и без того сплошные проблемы — с банком, поскольку за квартиру надо платить, с маленькими детьми, которых надо воспитывать, а денег нет. У Светы низкий порог сочувствия, она не способна на сострадание и никого не любит. Она может хладнокровно ударить человека по голове и отправить на тот свет бабушку мужа, а потом спокойно жить без эмоций и раскаяния. Стоило только приехать на фестиваль, как его сотрудники тут же информировали, что есть необыкновенная картина «Света» в конкурсе – то ли из-за совпадения имен, то ли сочли ее русской.
Президентом жюри стал голливудский актер Томми Ли Джонс. В Токио он процитировал слова Киплинга о том, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут. А от себя добавил: «Но лучшие достижения современного искусства, архитектуры, дизайна и кино мы видим в точке, где сходятся Запад и Восток. Япония дорога моему сердцу. Я чувствую здесь себя как дома и рад служить Токийскому кинофестивалю». Под его началом работает в жюри директор Тегеранского кинофестиваля, иранский режиссер Реза Миркарими, возглавлявший в июне жюри ММКФ после прошлогодней победы в Москве с фильмом «Дочь».
Гендиректором юбилейного Токийского фестиваля стал продюсер Такео Хисамацу — опытный кинематографист, имеющий опыт работы в американской кинокомпании. За последние 10 лет это уже третий руководитель киносмотра. В Токио никто годами не сидит на таком посту, как это происходит на Московском фестивале. Обновление идет постоянно, и это не означает радикальную смену фестивальной команды. Работают прежние высококлассные специалисты, и приход нового руководителя проблемой для них не становится.
Одна из недавних традиций фестиваля – специальный вечер в театре Кабуки. Он начинается с представления у входа. Поскольку спектакли категорически снимать нельзя, и с каждого из нас берут подписку о соответствующем поведении, то перед парадным входом соорудили красный помост, на который и вывели 39-летнего актера Ичикава Эбизо XI, принадлежащего к прославленной актерской династии легендарного театра. Его называют «Принцем Кабуки». Он много снимается в кино, а также стал популярным блогером. Ичикава Эбизо вышел в традиционном японском костюме вместе Томми Ли Джонсом. Голливудский актер, видимо, почувствовал себя не в своей тарелке, поскольку его призывали следовать определенному регламенту. Лицо у Ди Джонса на редкость выразительное, настолько нервное и вибрирующее, что сфотографировать его трудно. Ичикава Эбизо XI участвовал уже на сцене в 25-минутном фрагменте весьма неожиданного для Кабуки спектакля «Оtokodate Hana no Yoshiwara». Все, казалось бы, традиционное – костюмы, музыка, дорога цветов, но герои вдруг упали на планшет сцены, задрыгали обнаженными ногами, продемонстрировав нам ярко красные трусы. Смешно, но непривычно. Наверное, это так же странно, как и то, что актер архаичного театра по совместительству еще и блогер. Спектакль рассказывает о путешествии молодого человека в особый квартал ради знакомства с гейшей и познания искусства любви. Происходит все в период Эдо.
Спектаклю предшествовал показ фильма «Врата ада», снятого в 1953 году и получившего на 7-ом Каннском кинофестивале Гран-при (тогда это соответствовало нынешней «Золотой пальмовой ветви»). Жюри 1954 года возглавлял знаменитый французский драматург и писатель Жан Кокто. Тэйносуке Кунгуса стал первым японским режиссером, получившим подобную награду. «Врата ада» также отмечены двумя «Оскарами» в категории «Лучший фильм на иностранном языке» и за дизайн костюмов. Это история борьбы двух кланов за власть, а также про самурая 12 века, полюбившего замужнюю женщину. Фильм отреставрирован и раскрашен так ярко, что напоминает некоторые наши опусы в духе «Веселых картинок», уничтоживших первозданный вид и дух классики отечественного кино. Любопытно, что Кунгуса начинал как исполнитель ролей женщин в кино в 1918 году, что соответствует традиции театра Кабуки. Но уже в 20-е годы от его услуг отказались, поскольку женские роли стали играть актрисы. И тогда Тэйносуке подался в режиссеры. На Токийском фестивале все продуманно, наверняка и этот исторический факт намеренно закольцевал драматургию праздничного вечера в Кабуки. Гостей фестиваля ждал и еще один сюрприз. По традиции зрители получают коробку с национальной японской едой, примерно такой, как и столетие назад. Тут угощение из рыбы, риса, сладкого картофеля и лотоса, украшенное мелкими кленовыми листочками. А посвящен изысканный ужин, который зрители едят прямо в партере, разложив на бархатных перилах, священной для японцев горе Фудзияма. О чем торжественно объявили со сцены к радости всех собравшихся..