Российскому кино Венеция предпочла советское
30 августа открывается 74‑й Венецианский кинофестиваль. И если год назад Андрей Кончаловский получил там «Серебряного льва» за режиссуру фильма «Рай», а в 2014‑м — аналогичную награду за «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», то теперь ничего подобного точно не случится. Российских картин ни в одной программе нет. Кроме одной советской — «Иди и смотри» Элема Климова, снятой в 1985 году по «Хатынской повести» Алеся Адамовича. Ее отреставрировали, перевели на цифру и покажут в конкурсной программе «Венецианская классика».
Алексей Кравченко в фильме «Иди и смотри».
В 2015 году другая картина Элема Климова — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» — участвовала в программе «Каннская классика» и имела невероятный успех, смотрелась свежо и неожиданно по прошествии лет. И вот теперь военная лента, которая со временем обрела новые смыслы, с совсем юным Алексеем Кравченко в главной роли.
Директор фестиваля Альберто Барбера знает толк в российском кино, всегда поощрял его присутствие, на каких бы фестивалях ни работал. Уж где-где, а на острове Лидо наших кинематографистов никогда не забывают. Здесь состоялся триумф дебютантов Тарковского и Звягинцева, показывали свои новые работы Александр Миндадзе и Алексей Балабанов. Приезжал сюда и Рустам Хамдамов с короткометражкой «Бриллианты» и «Вокальными параллелями». Его «Мешок без дна», недавно получивший спецприз на ММКФ, вполне мог претендовать на участие в венецианских «Горизонтах», где любят кино на стыке искусств, экспериментальное, на грани видеоарта. Не зря в Италии фестиваль называют «Мостра», что означает «выставка». Наши режиссеры особенно и не надеются на Канны, а вот Венецию всегда держат в уме, не выпускают фильмы в прокат, отказывают другим фестивалям, ждут и верят, что она обратит на них внимание. Видимо, в этом году ее отборщики не выявили ничего интересного, хотя претендовали на участие многие. Была надежда, что мы увидим в Венеции новую работу Алексея Федорченко «Война Анны» (здесь его любят, однажды восприняли как документальную его картину «Первые на Луне», сделанную в жанре мокьюментари), но он ее не успел закончить.
Откроет фестиваль черная комедия «Короче» Александра Пейна, где Мэтт Деймон сыграл человека, занятого уменьшением размеров собственного тела ради минимизации семейных расходов. Деймон сыграл еще в одной конкурсной картине — «Субурбиконе» своего друга Джорджа Клуни, который поначалу сам намеревался исполнить главную роль. Всего в конкурсе заявлена 21 картина и в основном проверенные имена: Даррен Аронофски с фильмом «Мама!», Гильермо дель Торо с «Формой воды», где лабораторный монстр полюбит уборщицу и совершит с ней побег. Прославившийся фильмом «Жизнь Адель» Абделлатиф Кешиш приедет с новой картиной «Мектуб, моя любовь. Песнь первая». Денег на ее производство катастрофически не хватало, так что пришлось выставить на продажу «Золотую пальмовую ветвь», полученную за «Жизнь Адель». Японский режиссер Хирокадзу Кореэда представит «Третье убийство», а сценарист «Таксиста» и «Бешеного быка» Скорсезе, Пол Шрейдер, презентует свою режиссерскую работу «Первая реформаторская церковь». Помимо игровых картин в главный конкурс попала и документальная лента «Ex Libris: Нью-Йоркская публичная библиотека» Фредерика Вайсмана. Опальный китайский художник Ай Вэйвэй представит «Человеческий поток». Жюри возглавит американская актриса Аннетт Бенинг («Красота по-американски», «Театр»).