Скандал вокруг «Русского авангарда»: коллекционер объяснил отстранение директора музея
«Русский авангард» по прежнему вызывает бурление в экспертной среде, но, увы, по довольно низкому поводу. Очередной виток скандала вокруг выставки произведений русского искусства 20 века в Музее изящных искусств (MSK) Гента связан с отстранением от должности его директора Катрин де Зегер. Повод для такого кадрового решения по некоторым данным — продолжение разбирательства в связи с подозрением о поддельности ряда экспонатов из коллекции Игоря Топоровского, которые были выставлены в музее. Впрочем, ситуация не так однозначна: «бельгийская пресса как всегда поторопилась», — утверждает владелец коллекции.
Игорь Топоровский. Фото из личного архива.
По словам Топоровского, отстранение де Зегер нельзя трактовать как ее увольнение. Люди, близкие к дирекции музея отмечают, что она вероятно не будет присутствовать только на предстоящем аудите музея, инсценированном городом. Он, как пояснили источники, коснется не сорванной выставки, а работы учреждения в целом.
Напомним, музей изящных искусств Гента в 2017 году выставил 24 работы из коллекции Игоря Топоровского, которые приписываются русским авангардистам, в том числе Казимиру Малевичу и Василию Кандинскому.
В январе 2018 ряд искусствоведов подвергли сомнению подлинность работ. В итоге была назначена экспертиза, но пока она так и не состоялась. Ряд картин из залов убрали.
«Эта ситуация касается истории русского авангарда и уже очень хорошо что коллекция снята со стен государственного музея, — прокомментировала сложившуюся ситуацию искусствовед, куратор выставок Государственной Третьяковской галлереи Татьяна Горячева. — Большая ошибка дирекции гентского музея заключалась в том, что они не обратились к экспертам из России».
По ее мнению, отстранение де Зегер было бы оправдано тем, что она взяла на себя роль эксперта в сфере, в которой им не является и не привлекла к работе над выставкой профессионалов.
По словам Горячевой, хотя без экспертизы ничего утверждать нельзя и она не берется высказывать категоричное мнение на этот счет, но даже по фотографиям экспозиции у нее «появились сомнения в подлинности работ».
«Это то, что видно с первого взгляда, — говорит она. — Но по юридическим параметрам без проведения всесторонней экспертизы это не является доказуемым».
Вот только экспертиза так и не проведена. Причем, вопреки утверждениям прессы о том, что тормозит ее проведение Фонд Топоровского, экспертную комиссию распустили по инициативе городского правительства после того как юристы музея заявили о ее профнепригодности.
«Я так понимаю, что председатель комиссии очень обиделся на это решение, но Фонд к этому отношения не имеет, мы наоборот сказали, что мы согласны на экспертизу, которая должна заключаться в изучении фактологии. И также я согласен на дополнительные научные исследования, которые подтвердят подлинность работ».
Топоровский заявил, что готов был даже пригласить в качестве экспертов тех искусствоведов и арт-дилеров, которые выступили с открытым письмом, подвергнув работы подлинности, но они отказались.
«До сих пор дебатов о коллекции не идет, обсуждаются только какие-то дикие сплетни. Наши призывы о научном, конкретном подходе остаются без ответа», — заявил Топоровский.
Он также подчеркивает, что скандал вокруг работ обусловлен ситуацией на рынке русского искусства.
«Это атака рынка, которая происходит по простой причине. Цены задрали до таких высот, что вокруг необходимо создать вакуум. Потому что когда кто-то покупает Кандинского за 23 миллиона, как сделал это Петр Авен, то вокруг нужно уничтожить все, иначе эксклюзивность этой работы теряет смысл».