«Снимать мертвых актеров»: на Культурном форуме подняли тему «воскрешения»

На VI Международный культурный форум, завершившийся в Санкт-Петербурге, по приглашению секции «Кино» приезжал Ричард Тейлор, создававший спецэффекты к фильмам «Звездный путь» и «Трон». Он представил проект кинотеатра будущего Stadeon, где зрителю не понадобится шлем для того, чтобы погрузиться в виртуальную реальность.


Пол Уокер как живой. Кадр из фильма.

Провели баттл «Ричард Тейлор vs Олег Березин». Олег Березин — российский специалист в области кино, создающий дорожную карту развития киноиндустрии в России до 2025 года. Но баттла как такового не случилось. Слишком по многим позициям совпадали точки зрения его участников. Зато мы узнали много нового о перспективах в сфере кинотехнологий.

Ричард Тейлор рассказал о будущем визуальных медиа, о виртуальном теннисе, где мяч — результат компьютерной графики. Мы приходим в какой-нибудь клуб, а там жидкокристаллический экран в форме подковы, а зритель — внутри нее. Виртуальная реальность без очков в гигантском цилиндрическом дисплее.

Ситуация с публикой во всем мире — катастрофическая. Зачем ей идти в кинотеатр, когда можно посмотреть «Аватар» на айфоне? «Виртуальная реальность» стала самым популярным понятием. И надо как-то за такого зрителя бороться. Тейлор занимается разработками кино без шлема. Достаточно очков с большим углом обзора, и вы унесетесь в трехмерные миры.


«Век Федора Хитрука».

Речь зашла и о появлении ушедших в мир иной актеров на экране. Пол Уокер, как известно, погиб, но фильм «Форсаж-7» с его участием вышел. Ричард Тейлор размышляет: «Теперь кинематографисты могут не ездить в далекие города, а использовать их цифровые модели. Покойного Уокера заменил цифровой двойник, воссозданный с использованием внешнего облика двух его братьев. Другой пример: в фильме «Изгой-один: «Звездные войны. Истории» появился актер Питер Кушинг, который умер 23 года назад. Но как получить человечность на экране, чтобы зритель поверил, что перед ним — живой человек, а не муляж? Что надо сделать, чтобы, например, живого Пола Уокера было не отличить от цифровой модели? Будут ли в контрактах прописывать саму возможность использования мертвых людей? Они ведь не подозревали, что их воскресят. Правда, некоторые актеры сами заказывают свое сканирование. Люди типа Принца были бы счастливы, если бы их сканировали».

Ситуация в кинобизнесе такова, что никому, в сущности, не нужны новации, проще идти проторенным путем. «Если вы скажете, что делаете что-то невообразимое, ранее невиданное, — говорит Ричард Тейлор, — то вам в Америке денег на это не дадут. Проще делать какие-то сиквелы».

Магическое совпадение: на круглом столе «Герои мультфильмов: можно ли придумать вечно молодой образ?» говорили о поиске героев, которых смогли бы полюбить зрители. Сама постановка вопроса — в точку.

В анимационной составляющей форума — выставка «Век Федора Хитрука», к 100-летию классика советской анимации, создателя мультфильмов «Каникулы Бонифация», «Винни-Пух», «Фильм, фильм, фильм».

Родился Федор Савельевич 1 мая 1917 года в Твери. Его отец был родом из Витебска, где в детстве маленький Хитрук дрался с Марком Шагалом. Живя с родителями в Германии, где работал отец, он ходил в зоопарк, наблюдал за животными и делал наброски. Так рождался великий в будущем аниматор. В 41-м Хитрука призвали в армию, а после войны он был на два года командирован в Берлин военным переводчиком. Режиссером стал в 44 года. Почему так поздно? На этот вопрос Хитрук отвечал: «Пришло время, когда я почувствовал, что хочу и могу стать режиссером, — мне было что сказать, накопились свои идеи, которые я не мог реализовать как мультипликатор»; «Я уверен, что первый фильм должен быть бомбой! Если об этом не мечтаешь, так зачем же начинать?» Хитрук прожил 95 лет, став для многих российских мультипликаторов главным учителем.