Советский фильм «Иди и смотри» победил на Венецианском кинофестивале
«Золотой лев» 74-го Венецианского кинофестиваля присужден американской картине «Форма воды» Гильермо дель Торо, явно вдохновленного советским фильмом «Человек-амфибия» Владимира Чеботарева и Геннадия Казанского по роману Александра Беляева. Таково решение жюри под руководством американской актрисы Аннетт Бенинг. Приз программы «Венецианская классика» — у советской картины «Иди и смотри» Элема Климова.
Судьба уродливого существа с жабрами, замученного злыми экспериментаторами из секретной лаборатории, совсем не похожего на советского красавца Владимира Коренева в роли Ихтиандра из фильма «Человек-амфибия», взволновала не только немую уборщицу из «Формы воды», но и добрую часть кинокритиков и, как видим, жюри. От интимных сцен страшилища с земной женщиной в переполненной водой комнате у многих захватило дух. При этом в конкурсе было немало картин, где не монстры, а живые человеческие существа вызывали куда большее сострадание. Но мы живем во времена придуманных миров и голливудского кино. Хотя дель Торо — безусловно, мастер по части создания «лабиринтов Фавна». Русское участие в «Форме воды» проявилось в появлении наших злобных сограждан. Куда ж без них в годы «холодной войны»?! Лысый и нехороший дядя по фамилии Михалков строит коварные планы по уничтожению ихтиандра, но именно наш человек помогает влюбленной уборщице спасти чудовище. Диалоги звучат на ломаном русском языке, и это очень смешно. А уж цитата из Ленина по поводу того, что нет пользы от рыбы, оставшейся с прошлой недели, — это перл.
В конкурсах нынешней Венеции не было ни одной российской картины, но в программе «Венецианская классика» участвовала и победила отреставрированная советская лента «Иди и смотри» Элема Климова, снятая на заре перестройки в 1985 году. Она находилась в плохом состоянии, и на ее восстановление на «Мосфильме» ушло четыре месяца. Отборщики Венеции считают «Иди и смотри» самой сильной картиной о Второй мировой войне. Элем Климов когда-то сказал: «Я понимал, что это будет очень жесткий фильм и вряд ли кто-нибудь сможет его смотреть. Я сказал об этом соавтору сценария — белорусскому писателю Алесю Адамовичу. Но он ответил: «Пусть не смотрят. Мы должны это оставить после себя как свидетельство войны, как мольбу о мире». Жюри, состоящее из студентов, оценивало в том числе и бережную реставрацию фильмов. В этом году в «Венецианской классике» участвовали «Двадцатый век» Бернардо Бертолуччи, картины Антониони и Спилберга. Выбор богатый — и тем ценнее победа. Год назад в этой программе участвовали отреставрированные «Очи черные» Никиты Михалкова и «Сталкер» Андрея Тарковского.
Американская картина «Три билборда за пределами Эббинга, штат Миссури» Мартина Макдона, участвовавшая в главном конкурсе и лидировавшая во всех рейтингах, отмечена лишь за сценарий. Хотя помимо яркой режиссуры в ней есть и отличная актерская работа Фрэнсис Макдорманд (жены Джоэла Коэна), сыгравшей женщину, потерявшую дочь и вставшую на тропу войны.
«Кубок Вольпи» за актерскую работу достался великолепной Шарлотте Рэмплинг, сыгравшей во французском фильме «Ханна» Андреа Паллаоро одинокую немолодую героиню, отвергнутую собственным сыном. Сделана роль блестяще, но мы уже не раз что-то подобное видели у Рэмплинг. Отмечен также актер Камел Эль Баша из ливанской картины «Оскорбление» Зиада Дуэри, сыгравший палестинского рабочего-нелегала, находящегося в постоянной вражде с горячим ливанцем-христианином. Выбор достойный, хотя и оригинальный. Но по-настоящему выдающаяся работа — у канадского актера Дональда Сазерленда в картине «В поисках праздника» («Элла и Джон»). Жюри, видимо, через актера решило отметить важную ливанскую картину о вареве ближневосточных проблем.
В последний конкурсный день, когда фестиваль изрядно опустел, показали французский фильм «В ожидании опеки» актера, а теперь и новоиспеченного режиссера Ксавье Леграна. Получая «Золотого льва» за дебют и приз за лучшую режиссуру, он плакал. А картину сделал совсем не сентиментальную, а жесткую и сильную, на, казалось бы, изъезженную семейную тему о страданиях ребенка, живущего с родителями, находящимися в состоянии войны. Легран — многообещающий кинематографист, он стал настоящим открытием Венеции.
Гран-при получил израильский «Фокстрот» Самуэля Мооза, где семейная драма замешена на религиозно-национальных конфликтах Израиля и Палестины. Начало у фильма мощнейшее, но в какой-то момент он начинает буксовать. Спецприз жюри — у отличной австралийской картины «Благословенная страна» Уорвика Торнтона, погружающей зрителя в историю этого, по сути, мало нам известного континента. Одну из ролей в ней сыграл Сэм Нил.
Как видим, голливудское засилье никак не сказалось на решении жюри. Пожалуй, самым важным стал вклад французского кино, порадовавшего многими картинами, включая «Виллу» французского режиссера армянского происхождения Робера Гедигяна, явно навеянную образами чеховского «Вишневого сада».